Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Память файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Память
Елена Крюкова
Дизайнер обложки Владимир Фуфачев
© Елена Крюкова, 2018
© Владимир Фуфачев, дизайн обложки, 2018
ISBN 978-5-4493-1000-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПАМЯТЬ
фрески
«Память» – новая книга стихотворений Елены Крюковой.
Память любви. Память боли. Память радости.
Память-борьба. Память-прощение. Память небесная и земная.
Такая книга немыслима без невероятных сопоставлений, без смелых образных столкновений.
Традиция русской поэзии – звучать; эти стихи звучат, как музыка.
И в тоже время все, что в них происходит, видно издалека, как фрески под куполом храма.
Иной раз вызывающе дерзко многонаселенное пространство этих стихотворных фресок, и кричат, сражаясь, воины, и луч света пронзает копьем великую тьму.
И мы вспоминаем: свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Это – свет любви и памяти.
Памяти сердца; памяти народа.
ВЕРА И СТРАСТЬ
Елена Крюкова – поэт милостью Божией; ее произведения необычны и на сегодняшний день неоспоримо необычайны. Она обращается и к остросовременным темам, и к символике земной культуры.
Все поэтические истории Елены Крюковой, ее лирические герои, позиции и положения ее поэзии настолько мощно пропитаны жизнью, что захлёбываешься в её соке, пьёшь жадно и неутолимо. И в то же время здесь видна высокая работа духа, свободное и смелое обращение к древнему мифу.
«Крюкова обращается к вневременным, вечным образам. И эти легендарные герои живут среди нас, здесь и сейчас, в настоящем времени – как живут на стенах храма фрески, нарисованные художником. Мифы становятся явью: художник сперва чувствует, и только затем рисует», – замечает писатель Игорь Менщиков. «Фрески и танец, вера и страсть в ее поэзии сближаются, обмениваются репликами, вступают в многоголосый торжественный хор. Елена Крюкова то и дело рискованно пересекает границы религиозного канона. Но, парадоксально, реабилитирует веру как радость, свет жизни.», – говорит литературный критик Валерия Пустовая. Недаром свои поэтические композиции сам автор именует фресками.
Эти оригинальные словесные фрески остаются в памяти: их мощно-слепящие или воздушно-нежные краски, движение фигур, наслоения пространств и времен впечатляют.
Стихи Елены Крюковой стоят особняком в современной русской поэзии. Писатель и литературный критик Мария Скрягина точно подмечает особенности творческого стиля поэта: «Тексты Крюковой объёмны – здесь сливаются вместе слово, звук, цвет; они звучат полифонией, фразы музыкальны, образы зримы. Несомненно, сильна у автора драматургическая составляющая. Елену Крюкову интересует человек в трудных обстоятельствах, на грани, его размышления, переживания, личный выбор, поступок. И в то же время ей важно показать, как в судьбе человека отражается судьба страны». Чувство музыки, ритма, богатство метафор, пространство мифа, где поэт ощущает себя в свободном полете, не заслоняют для автора высокой нравственной составляющей: дух, вера, любовь – ориентиры, архетипы ее поэтики.
Произведения оригинального автора – всегда пища для размышлений. Елена Крюкова держится особняком в русской литературе. Она абсолютно независима от школ, моды и литературных течений и давно уже делает, что хочет, в искусстве. Это непростая литературная судьба, но Крюкова выбрала именно такой путь. Самое ценное для автора – прийти к себе, выявить свое «я». У Крюковой это получилось. Ее интонация, ее образы узнаваемы и неповторимы, их не спутаешь ни с чем.
Один из самых знаменитых писателей современности Захар Прилепин, составляя антологию нижегородской поэзии, сказал: «Елена Крюкова – писатель страстный, иногда даже неистовый, и при этом мыслящий, верующий, удивляющий. Крюкова начинала как один из самых сильных поэтов в России и сильнейшим поэтом продолжает оставаться».
Евгения Шашина
ФРЕСКА ПЕРВАЯ.
ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ
«Если он был еще жив, то потому, что ждал».
Жозеф Бедье, «Роман о Тристане и Изольде»
«С неба – хвойного откоса …»
С неба – хвойного откоса —Крупный град планет слетает.Сотни тел, сплетенных в косу,Наглый ветер расплетает.…А внизу, меж грязных кочек,На коленях, в ветхом платье —Человеческий комочекЯ, любви людской проклятье,Плачу, утираюсь, вою,Хлеб кусаю, из бутылиПью!.. – а свет над головою —Как печенье на могиле…Яйца… пряник… – без обиды…Сласть – в бумаге – псы подъели…Два крыла царя Давида.Два крыла Иезавели.ВНУТРИ СТРАШНОГО СУДА
Не сломайте руки мне – хрусткие ледышки…Морды – мышки… щеки – пышки…Я лечу внутри Суда: под ногами – города;Я бегу до хрипа, до одышкиПо тяжелым облакам… юбка задерется – виден срам…А солдат глядит, замерзший, с вышкиНа летящую в небесах – меня!.. На шматок волос огня…На живот мой, локти и подмышки…РЫНОК. ДИТЯ
ДВОЕ НИЩИХ
Обнимемся мы, сцепимся – не разрубить ножом.Мы, люди, к людям лепимся – и судорогой – жом.Одежда вдоль разорвана – и бархат и атлас!..Мы голыми, мы гордыми пребудем среди вас.Весов корзина грязная наполнена: жемчуг?!Живое злато красное – мерцанье нищих рук!В заплечной давке, в крошевеЛиц-рук-лопаток – в пляс, —Алмазные горошины любимых, бедных глаз!Хлестай нас, время лютое. Шарь по карманам грош.Фаворским ветром сдуты мы. Далёко нас найдешь.Раззявят пасти в хохоте, стыдом воткнут персты —Обнимемся мы в грохоте, где пули и кресты!Все выпито. Все обнято огнем. Все сожжено.Осталось нам – все отнято! – объятие одно.Огромное, стослезное: прощай… навек… уже?!.. —Как волчий ветер, грозное,Заплатой – на душе.ПОСЛЕДНЯЯ МУЗЫКА
ДУША ЛЕТИТ НАД ЗЕМЛЕЙ. НЕОКОНЧЕННАЯ КАРТИНА
«Тьма стиснута беленою палатой…»
Тьма стиснута беленою палатой.На тумбочках печенья тихо спят.Больные спят, разметаны, распяты.Бессонные – в тугую тьму глядят.Скажи мне, кто больной, а кто здоровый?..Нас замесили. Тесто подойдетКак раз к утру. Вначале было Слово.В конце… – …уже никто не разберет…Им – хлеб и воду! Папиросы пламя!Им – номер на отгибе простыни…И так об кружку застучат зубами,Что спутаю – где мы, а где они…И я пойму – из кружки той глотая —Что нет границы, что «они» и «мы» —Одна любовь, едина плоть святая —Средь саванной, январской яркой тьмы.АНГЕЛИЦА
ВСТРЕЧА С САМАРЯНКОЙ
оСВАДЬБА
РАХИЛЬ И ИАКОВ
Пусть все – гульба и голытьба.Пусть выпита дыханий бездна.Твое дыхание – судьбаИ свет небесный.Приблизь лицо, упоено.Я – родинка на теле людаРодного. Я Пасхальное вино.Что я жива осталась – чудо,А ведь могла бы умереть —Тонула… под ножом визжала…Я не могу в глаза смотретьТвои. Я сына так рожала,Как поцелуя так – боюсь.Так нежности боюсь – как болиРодильной. На тебя крещусь,Как на часовню в зимнем поле,Как на созвездие Орла!…И вот они, во тьме поющи:Щека, и рот, и лоб… – и мгла,В огнях вся, темень Райских кущей.И рот мой рот вберет. И ДухМой дух вберет. И станем разомКольцом, из тел сплетенным двух,Под воссиянным Божьим глазом —Из двух сиротьих, птичьих душ,Искавших родину родную,Как друга друг – жена и мужВ последнем – первом – поцелуе.«Куда мы премся, милые, огромною толпой?..»
оаЮРОДИВАЯ И СКОМОРОХИ (хоровод)
иаоКувырк, врастопырк, пробей пяткой сотню дыр'к! —Летит ракша, кряхтит квакша,А на пятках у тебя выжжено по кресту,А и прикинули тебя жареной лопаткой ко посту,Швырк, дзиньк, брямк, сверк!.. – стой:Лезвие – под пятой:Из распаханной надвое ступни —Брусника, малина, рябина, – огни:Глотни!.. – и усни…обними – не обмани…Пляши, скоморохи, – остатние дни!..ГОСПОДЕВИ ГОСУДАРЕВИ ГОРАЗДО ГРОЗНОБАБЫ-ДЕВИ НЕ РЕВИ В РАСТРУБ СЛЕЗНОНЕВЕРИЕ ФОМЫ
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
РЕВОЛЮЦИЯ
LASCIATE MI MORIRE
Дайте мне умереть вместе с веком:Тем в подвале убитым Царем;Рыжим фрицем; обугленным зэком;Пьющим ром в анфиладах хоромСтарым деспотом – в оспинах рожа;Храмом, взорванным лютой зимой…