Когда жезл ведьмы используется как инструмент для заклинаний, он служит более частной цели. Его движения, более целенаправленные в сравнении с ритуалами сезонных празднеств, рассчитаны на достижение особой цели. С помощью магической палочки заговаривается талисман или мешочек, что помогает ведьме сосредоточиться на объекте своего намерения. Когда заклинание просто произносится (а не налагается на вещь или сосуд), палочку используют, чтобы указывать направление устремляемой энергии. В целительстве мы касаемся палочкой пациента и работаем с энергетической системой тела.
Хотя обычно для ритуалов изгнания духов и даже очерчивания кругов используется атам (ритуальный нож), жезл ведьмы работает не менее действенно. На самом деле я считаю, что магический жезл более уместен, если мы изгоняем враждебных сущностей и создаем священное пространство, поскольку это инструмент магической воли. Если изгнание проводится только для устранения таких существ, тогда больше подходит кинжал со стальным лезвием, поскольку его «отсекающая» сила отделяет вас от того, что остается за кругом. Однако если ваша цель – открыть врата четырех измерений и призвать добрых духов, то больше подойдет магический жезл. В некоторых ковенах и рощах для создания магического круга используется посох. Длинный посох – еще один вариант жезла ведьмы, предназначенный для своеобразного «вертикального» устремления воли – создания связи между небом и землей.
Волшебная палочка хороша для активных видов магии. К примеру, для направления намерения, заряжения магических объектов, очерчивания магических кругов, защиты от астральных существ или отправления магических посланий. Так мы передаем силу вовне.
Когда мы сосредоточиваемся внутри себя, входим в транс, концентрируемся на внутренней работе над собой, палочка менее уместна. Если она используется, ее просто спокойно держат в руке. Однако лучше использовать для такой работы иные магические инструменты – камень или котел, поскольку его женская энергия более благотворна для сохранения силы, а не для ее развития.
Магический жезл и его элементы
Есть четыре традиционных составляющих алтаря ведьмы, связанных с элементами: жезл, чаша, пентакль и атам. Колокольчик, книга и свеча, метла и другие инструменты колдовства также важны, но четыре «элементарных» предмета особенно значимы, поскольку эти четыре философских элемента – основа магии, так же как семь нот звукоряда – основа для западной музыки.
Четыре элемента нашли отражение в четырех мастях младших арканов Таро – это Мечи, Пентакли, Жезлы и Кубки. Они соотносятся с воздухом, землей, огнем и водой соответственно. Масть Жезлов часто символизирует трость для ходьбы, и ее еще называют Посохами или Шестами (или трефами – например, в бридже). В некоторых колодах Таро Жезлы имеют другие образы – стрелы или копья, однако обычно, имея в виду магическую палочку, мы представляем себе предмет, который можно поместить на алтарь или удержать в руке.
Согласно традиции длина волшебной палочки должна соответствовать предплечью и кисти владельца, от кончиков пальцев до локтевого сгиба. Это примерный размер, но, как и всегда, нужно руководствоваться интуицией, выбирая или изготовляя магический жезл для себя. Как и в случае с метлой, атамом или любым другим предметом, есть множество вариантов формы, украшения и использования. Но магическая палочка должна оставаться маленькой, поскольку ее главная цель – указывать, поэтому она должна быть продолжением вашей руки и указательного пальца.
В Таро масть Жезлов символизирует элемент огня, и большинство ведьм относятся к своей волшебной палочке именно так. Лишь немногие, включая писателя Скотта Каннингема (с чьим мнением можно поспорить), приписывали палочке элемент воздуха. У каждой из сторон есть аргументы, но в результате инструмент приобретает совершенно иные смыслы.
С точки зрения алхимии, огонь – это элемент пламени, света и жара, а также вибрации, жизни, страсти, роста и изменения. Его суть – действие. Элемент воздуха, напротив, – ментальная часть существования. Он проявляется в мысли или рассудке. Палочки обычно изготовляются из древесины и берут начало в живых деревьях. Следовательно, в них сохраняется нечто от духа-дриады дерева, и эта активная энергия или сущность подкрепляет намерение ведьмы на нематериальном плане. Может казаться, что кинжалы, мечи или пики, изображаемые в Таро, принадлежат огню, поскольку металл отлит в печи, но именно уголь или дрова были в древности топливом для огня. Огонь берет начало в дереве, и эта изначальная ассоциация является основой соответствия элемента и магической палочки.
Карты Таро масти Жезлов говорят нам многое о том, для чего нужна волшебная палочка. Они указывают на причины на духовном уровне бытия, высших планах существования, а не просто на мысли в сознании. Мечи в чем-то подобны словам и языку: это умственный акт называния людей и вещей, отделяющий их от других. Это лезвие клинка как метафора – разрушение, отсечение, отделение. С другой стороны, магические палочки выражают волю и намерение ведьмы, не просто мышление и анализ, но действие, практическое использование знания и мысли.
Воля использует рассудок и мысль, чтобы производить действия: именно рука направляет острие, когда это острие – наш интеллект. Если выразить это иначе, ваш жезл ведьмы – инструмент, помогающий объединить все ваше существо посредством духовного действия. Мы используем слово «страсть», чтобы описывать эту движущую силу или волю, которая воплощает наши намерения в действии.
В следующей главе мы увидим, что все четыре элемента объединяются в палочке ведьмы. Это инструмент, соответствующий элементу огня, однако он также содержит три других элемента в своем символическом строении.
Если этот символизм стихии слишком абстрактен, можно найти и более осязаемую связь между страстью и огнем. Действуя, гневаясь или волнуясь, мы потеем. Если мы говорим о ком-то «горячий», имея в виду сексуальную привлекательность, то тем самым обозначаем свойство стихии. Сексуальность – один из глубинных корней воли или ее первобытного животного выражения. Ассоциации палочки с волей часто выражаются в терминах традиционных мужских и женских архетипов. Палочка фаллической формы, а чаша или кубок соответствует йони, палочка утверждает, а чаша принимает. Использование этой взаимодополняющей системы двух сил или качеств восходит к доисторическим временам. Мы находим его в индийских Ведах, среди древнейших духовных текстов, а также в наследии культур Средиземноморья. Египетский анкх интерпретируется как символ фаллоса, проникающего в йони. Сексуальный союз, с его запредельным состоянием сознания, вероятно, впервые потребовал символа, указывающего на то, что не выразить словами. Поэты всегда пытались облечь это в слова! Но, применяя это к волшебной палочке, не забывайте, что это метафора.
Владение напористой, волевой силой символического фаллоса уподобляется «активным» качествам мужчины в соитии. Это не означает, что женское начало совершенно пассивно, – напротив. В некоторых метафорах используется плуг, вспахивающий землю, а доисторический земледелец закапывал семена в почву палкой. Стоит задуматься, не была ли прародительницей волшебной палочки такая палка-копалка, ведь посадка семян используется как метафора для зарождения идей, разбрасывания семени-мысли, исполненной воли, как часто говорят о заклинаниях.