Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Священные тайны. Т. 7 файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Вступление
В этой книге мы с вами уважаемый читатель рассмотрим вопрос, который может касаться каждого из вас если вы принадлежите к числу лиц исповедующих христианскую религию. А пойдет у нас речь о «Таинстве Брака» (бракосочетании) как он трактуется в христианской церкви и в частности далее мы более детально остановимся на практике совершения бракосочетания в РПЦ МП.
А начнем мы как обычно с определения этого понятия:
«Церковный брак» (церковное бракосочетание, венчание) – христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в религиозной общине, согласно установленному порядку, в отличие от гражданского брака, заключённого в государственном учреждении.
В исторических христианских церквях Брак является «церковным таинством» и, согласно церковному учению, в таинстве жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, для взаимного согласия в супружеской жизни, для благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в христианской вере, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.
Семья в христианстве является «малой церковью»!!!
В протестантизме имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд «браковенчания», однако такое благословение самими протестантами таинством не признаётся. Ну такие вот они люди. Решившие идти к Богу своим особым путем!
Часть 1
Общехристианское понимание «Брака», согласно Новому Завету
Христианская Церковь через послание апостола Павла называет Брак великим «таинством» или «тайной», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с Церковью:
«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».
(Еф. 5:31-32) »
Согласно христианскому вероучению, супруга должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену как Христос возлюбил Церковь, то есть отдал свою жизнь за Церковь, пролил свою кровь на Кресте за Неё:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее»,
(Еф. 5:22-25) »
Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:
«…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
(Мф. 19:6) »
В Евангелии Христос повторяет слова седьмой заповеди, данной Моисею: «Не прелюбодействуй» о том, что супружеская измена является грехом и тяжелейшим преступлением против Бога и ближнего своего, и о том, что христиане должны хранить супружескую верность:
«Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
(Мф. 19:6) »
Важной частью брака является самопожертвование, суть которого изложена в послании апостола Петра, в Новом Завете:
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
(1Петр. 3:1-4,7) »
И как сам видит читатель Брак или вернее Таинство Брака в Христианской церкви занимает видное место, хотя при этом налицо видна явная дискриминация прав женщины! что является в наше время неприемлемым обстоятельством, сильно ухудшающим положение дел в самой христианской церкви из –за оттока ее приверженцев и в первую очередь женщин!
Что же касается самого Церковного Брака то он безусловно затрагивает интересы подавляющего количества христиан, но при всем этом это ТАИНСТВО БРАКА для понимания большинства рядовых христиан сложно и противоречиво уже само по себе!
И это очевидно объясняется тем обстоятельством, что не во все времена Брак в христианской церкви считался ТАИНСТВОМ и не имел специального церковного обряда для его СВЕРШЕНИЯ! Были и другие обстоятельства, повлиявшие на обряд Церковного брака: это иудейские и римские Законы регулировавшие брачно-семейные отношения и с которыми должны, были в своей повседневной деятельности считаться руководители первых христианских общин.
Поэтому и мы не будем спешить с первыми выводами и взглянем более внимательно на это ТАИНСТВО! Тем более что в нем есть внешняя и внутренние стороны!
Внешняя сторона священнодействия
Церковное бракосочетание в христианстве состоит из трех основных обрядовых форм: обручения, венчания и общей чаши.
Обручение – это древняя сторона церковного брака, восходящая к ветхозаветной церкви и сохранившееся в настоящее время в иудаизме.
Венчание же пришло в христианство из язычества! и ещё в начале III века его противником был христианский писатель Тертуллиан, который осуждает его как языческий обычай в своей книге: «De corona militis»
Причем в отличии от нашего времени у брачующихся, вначале «венцы» были из растений.
Но тут же следует и заметить, что символика венца была присуща христианству с самых ранних времён, с первого века н.э. – венец, как христианский символ присутствует уже в текстах Нового завета (см. 1 Кор. 9:25, 2Тим. 4:8 ряд других мест).
Но христианство с каждым веком все больше и больше отходило от «иудаизма» и поэтому к V веку н. э. венчание стало уже христианской принадлежностью брака и получило в христианстве новое содержание, и тут тот же известный христианский богослов Иоанн Златоуст объяснял возложение венцов над головами брачующихся! как знак победы молодоженов над похотью:
«Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. "Блуднику", – говорится, – "сладок всякий хлеб" (Сир. 23:23).
Для того и возлагаются на головы венцы, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью.
Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побежден?»
Распитие общей чаши – напоминание о том, что в древности всё в жизни христианина, в том числе и брачный союз, освящалось причащением Телу и Крови Христовым.
Соответственно брачный пир имел образ раннехристианской Агапы – «Вечери любви».
Вот такая общая и я бы сказал «глянцевая» картинка «церковного брака» как его подают своим адептам современные христианские богословы.
Которые призывают своих адептов-ВЕНЧАЙТЕСЬ и получите благодать и благословение Бога, для взаимного согласия в супружеской жизни, для благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в христианской вере, конечной целью которой является спасение всех членов семьи!
Но тут я опять повторюсь и отмечу, что так было не всегда и не везде!
И в первую очередь как я уже ранее неоднократно указывал в серии своих книг о «Священных тайнах» в христианстве первые христианские общины были –«иудохристианскими» и состояли на 99.9% из правоверных иудеев поэтому все вопросы бракосочетания тогда регулировались строго на основании иудейских законов!