Каждый путь включает в себя все другие. Единственная разница заключается в расстановке акцентов. Интеллектуалы делают акцент на джняне, пути интеллекта и мудрости. Преданные делают акцент на бхакти, пути любви и преданности Богу. Желающие быть полезными для человечества используют путь карма йоги. Каждый путь ведет к тому, чтобы успокоить ум в такой степени, чтобы мы могли увидеть бесконечное Бытие, которым являемся.
Раджа, или крия йога, – это полный и целостный путь, подходящий наибольшему количеству современных людей. Это восьмишаговый путь действий, в котором каждым предыдущий шаг ведет к последующему. Я думаю, что все вы знакомы с этими восемью шагами. Если нет, то можете узнать об этом из книг. Первые два шага – моральный и этический: что делать и чего не делать. Третий – это асаны и физические упражнения. Четвертый шаг – обучение контролю над дыханием и жизненной силой. Пятый – это отпускание внешнего мира, обращение внутрь путем отключения «сенсорных датчиков» и поворот своего внимания внутрь. Шестой – это сосредоточение ума, его успокоение путем удерживания на одной мысли и исключения других мыслей. Седьмой шаг – это однонаправленная медитация, ведущая к восьмому шагу, или к высшему состоянию, называемому самадхи. Это и есть путь раджа, или крийя йоги, путь пошаговых действий, который может использовать каждый. Так случилось, что мы живем в эру относительно низких вибраций. Вот почему мы считаем духовный путь трудным, вот почему нам нужна эта раджа, или крия йога, постепенный и наиболее целостный путь.
Есть два способа развития. Один я называю негативным путем, состоящим в устранении негатива, входящего в ум, а также в видении причины проблемы, возникшей в мыслях когда-то в прошлом. Когда мы видим такую мысль, когда мы выводим ее на поверхность сознания, то отпускаем ее естественным образом. Мы видим, как глупо за нее держаться, и поэтому исправляем такую мысль и связанное с ней поведение. Однако другой путь лучше. Это позитивный путь. Успокой ум и осознай, кем и чем ты на самом деле являешься – бесконечным истинным Я. В общем, есть только два пути: один – это устранение негатива и другой (лучший) путь, позитивный: «Я есть то, что я есть», «Я есть Он». Второй путь намного быстрее.
Давай посмотрим на эту так называемую видимость, на мир. Мир – это иллюзия, которую мы создали в своем уме. Мир находится не снаружи – в действительности он внутри нас, внутри нашего ума. Когда-нибудь ты обнаружишь, что создал всю эту видимую тобой вселенную. Метод созидания состоит в том, что сначала мы создаем то, что называем умом. Мы создаем наш ум, который является не чем иным, как комбинацией всех наших мыслей (сознательных и подсознательных), и затем мысли создают материальный мир. Любая мелочь, происходящая с каждым, создана в наших мыслях. Мысленно мы создали то, что называется временем. Из-за него становится еще труднее что-то понять, потому что мы думаем сейчас, а последствия нашего мышления проявляются годы спустя. Единственным творцом здесь является ум, твой ум. Является ли Бог творцом? Да, потому что ты являешься им. Ты есть То! Ты запускаешь свой ум и с его помощью творишь. Необходимо и полезно выяснить, что все происходящее создано в нашем мышлении. Все, что с нами происходит, создано в наших мыслях. Это ступенька к тому, чтобы понять и признать, что мы – авторы всего, что с нами происходит. Сначала ты обнаруживаешь, что сам создал свою проблему, затем открываешь для себя, что можешь творить все, что захочешь. Далее обнаруживаешь, что нет ничего, чего ты не мог бы создать. Но тем не менее ты все еще несчастен. Причина в том, что ты отделил себя от Бесконечности. Ты будешь полностью удовлетворен только тогда, когда распознаешь свою бескрайность.
Так что если есть какие-то проблемы, то они остаются лишь потому, что ты держишься за них в своих мыслях. Как только ты их отпустишь, они уйдут! Если ты скажешь, что тебя это не касается, то это будет неправдой. На самом деле ты все еще держишься за свои проблемы, говоря, что это не работает. Дело в том, что попытка избавиться от проблемы приводит к ее удерживанию. Пытаясь избавиться от чего-то, мы удерживаем это в уме, тем самым подпитывая эту проблему. Так что единственный способ решить проблему – это отпустить ее. Не нужно видеть проблему, нужно видеть только то, что ты хочешь. Если ты так сделаешь, то с этого момента будешь понимать, что все, получаемое тобой, – это именно то, чего ты хочешь. Но ты удерживаешь в уме то, чего не хочешь. Ты изо всех сил пытаешься избавиться от того, чего не хочешь, и тем самым лишь усиливаешь его. Так что если ты хочешь позитивной, счастливой жизни, то нужно отпустить негатив и наполниться позитивом.
Это не может быть изучено интеллектуально, не может быть познано с помощью ума, ибо оно воспринимается лишь при выходе за его пределы. Мы можем использовать ум, чтобы постепенно избавиться от ограничений до такой степени, чтобы можно было полностью успокоить ум и выйти за его пределы. Если было бы возможно понять то, о чем я говорю, интеллектуально, то достаточно было бы прочитать определенные книги. Но это не работает. Следует сосредоточиться на нашем истинном Я, находящемся за пределами ума. Чтобы понять, что такое ум, обрати его к своему источнику, а затем иди за его пределы к истинному Я. Таким образом, для постижения этого каждый должен это пережить, осознать, сделать его реальным, выйти за пределы ума и воспринять это там.
Итак, самое высшее состояние – это просто быть, и если бы мы могли только быть, то увидели бы нашу Бесконечность. Мы бы осознали, что нет никаких ограничений. Увидели бы, что мы есть Все. Мы находились бы в совершенно целостном, постоянном, неизменном состоянии. И это не ничто, не скука, это Единство, Всеобщность, вечная тотальная Наполненность. Ты никогда, никогда не потеряешь свое Я. Слово «я», которое ты используешь для обозначения своей индивидуальности, никогда не покинет тебя. Оно расширяется. Что происходит, когда ты вновь и вновь вспоминаешь, чем являешься? Ты начинаешь видеть, что другие люди – это тоже ты, что ты – это я, и что ты сейчас и всегда был великолепно бесконечен.
Смотри на свой ум. Это само по себе хорошая практика. Она отделяет тебя от него. Ты смотришь на него, наблюдаешь свои мысли. Это прекрасная практика. Если ты тщательно изучишь ум, то обнаружишь, что это иллюзия. Отпусти его, просто наблюдай свой ум. Окончательный свидетель – это истинное Я. Наблюдение за умом – это нечто потрясающее. Оно не только успокаивает ум, при этом он перестает быть тобой. Если проследить источник ума, то обнаружится, что это ничто. Весь этот мир – сновидение, иллюзия, а это значит, что он не реален.
Эта беседа была записана в Нью-Йорке 28 сентября 1964 г.
Беседа 2
Проблемы и как они решаются
Вы хотите, чтобы говорил я, или будете задавать вопросы? Думаю, я мог бы начать со своих впечатлений о вас. Мне кажется, что с тех пор как я был здесь в прошлом году, у вас как будто появилось больше проблем и они стали более интенсивными. Это касается всех вас в целом, а не кого-то конкретно. Из-за этого обострения проблем начинает казаться, будто мы идем назад. Но это не так. Мы поднялись до состояния, когда можем лучше выразить себя, и теперь, вместо того чтобы оставаться в подсознании, проблемы выходят на свет. Когда мы находимся в апатии, нам трудно выразить себя. Нам трудно действовать внешне, и поэтому наши проблемы по-прежнему находятся в подсознании, большинство из них не выходит наружу и не материализуется в мире.
Когда находящийся в апатии человек начинает из нее выбираться, он все еще погружен в это состояние, но уже начинает обретать некоторые возможности что-то делать. Тогда все чаще его проблемы материализуются снаружи, и кажется, будто мир обрушивается на него. На самом же деле это состояние роста, подъем от состояния апатии к началу состояния делания. Это состояние апатии-делания. Таким образом, когда мы вступаем в это состояние апатии-делания, то начинаем действовать, имея склонность к апатии и волнению. Поэтому мы несколько разрушительны, даже для самих себя. Мы становимся разрушительными внешне для мира и для себя, это выражается в том, что у нас много проблем и все происходящее кажется еще хуже. Мы думаем, что идем назад. На самом же деле мы движемся вперед, ибо апатия-делание выше, чем просто апатия.