Путь эзотерического посвящения. Теория и практика Антропософии - Кокшаров Д. страница 5.

Шрифт
Фон

Ступень имагинативного познания предполагает, что мы начинаем рассматривать мыслеобразы как конкретные объекты, взаимодействовать с ними, управлять ими и, более того, видеть и познавать силы, которые обуславливают сочетание мыслеобразов. Такое познание уже невозможно сделать путём обыкновенных размышлений, оно возможно за счёт того, что ослабляешь деятельность рассудка (особенно если тот ориентирован на внешнюю реальность), ослабляешь свою связанность с внешним миром и его объектами. Это своеобразная медитация, когда успокаиваешься и отстраняешься от внешних впечатлений, погружаешься в себя и начинаешь внутри себя наблюдать за собственными мыслеобразами – как и почему они возникают, чем это сопровождается. Подходишь к мыслеобразам, как к объектам познания, с помощью опять-таки силы мысли, поднимаясь над самими мыслеобразами. Находясь в обыденном состоянии сознания, ты слит, отождествлён с каким-то образом (особенно имеется в виду внешне-материальный, легко представимый образ), но при достижении имагинативной ступени ты уже начинаешь видеть образ (здесь имеется в виду не столько внешний материальный, сколько образ, оторванный от внешнего материального), как какое-то своеобразное живое существо, как объект для познания. Каждый образ является своеобразной отдельной сущностью.

Так, наблюдая за своим внутренним миром, отслеживая возникновение и исчезновение мыслеобразов, их сочетание, взаимосвязи, динамику, мы и приближаемся к имагинативному познанию. Особенно хорошо, когда это познание наполнено содержанием, отражающим высшие миры. То есть берём какой-то образ, относящийся к пониманию высших реальностей (образ Творения, образ человеческого существа, какую-то эзотерическую формулу), и начинаем размышлять над ним и наблюдать его. Если взять какой-то отдельный образ, полностью отстранившись от внешних, физических восприятий и погрузившись в жизнь самого образа, и начать над ним размышлять и наблюдать его в этом состоянии, то постепенно мышление начинает пробуждаться за счёт того, что оно оторвалось от внешнего, физического, рассудочного познания. В результате этого высшие, утончённые энергии начинают проникать в мышление изнутри тебя самого, из более тонких миров, к которым принадлежат твои более тонкие начала. Мышление становится более насыщенным, более богатым, и в тех мыслеформах, которыми ты оперируешь при имагинации, постепенно начинают распознаваться проявление неких высших планов космоса, высших существ. Но на ступени имагинации ты ещё полностью не осознаёшь этого, а просто подходишь к тому, что возникающие образы становятся другого характера – ощущается, что они несут нечто скрытое, отражающее высшие миры.

Когда имагинативная ступень будет хорошо проработана, тогда в этих образах, картинах будут проявляться имагинации, картины высших миров. Мышление будет полностью избавлено от физической телесности или весьма сильно оторвано от неё, будет свободным, независимых от внешних, физических факторов. Одновременно с этим оно будет живым, потому что рассудок всегда сковывает, охлаждает и огрубляет мышление. Имагинативное же мышление является выражением творческих сил и существ тонких планов Космоса, высших миров, поэтому такое мышление всегда подвижное, можно сказать, непрестанно обновляющееся. И через имагинации можешь видеть высшие миры.

Естественно, есть множество градаций имагинации, степеней проработки. Более утончённые стадии имагинации, например, связаны уже с задействованностью, помимо самой имагинации, ещё более высоких уровней познания, таких как, например, инспирация. Инспирация есть уже третья ступень познания.

Эта ступень так же качественно отличается от имагинации, как имагинация от материального познания. Инспирация соответствует уже астральному телу. Суть инспирации заключается в том, что, работая на имагинативном уровне, начинаешь в имагинациях распознавать некие духовные смыслы. Не просто видеть какую-то картину, образ, проявление высших миров, а начинаешь осознавать, что стоит за тем или иным образом, какое существо за этим действует, выражаясь через этот образ. Начинаешь видеть закономерности в этих картинах и внутренне ощущать их.

Однако, познавая на уровне инспирации, ты ориентируешься уже не на наблюдение и анализирование чего-то вне себя, как мы это обычно делаем, а познаёшь объекты окружающей действительности изнутри себя самого; то есть они начинают гласить в твоей душе. Наблюдая какой-то имагинативный образ, некое творческое выражение высших миров, внутри себя ощущаешь ту силу, которая проявляется через тот или иной образ. То есть существа, которые выражаются в имагинациях, начинают «говорить» с тобой изнутри твоей души, в ощущениях, заключающих в себе вполне определённые знания. Знание приходит к тебе не извне, а изнутри. Извне видишь лишь имагинации, которые наполнены смыслами. Хотя эти имагинации на самом деле воспринимаются не такими внешними, как внешние объекты на физическом плане. Имагинации тесно связаны с тобой, как бы проницают твоё существо, ты как бы сливаешься с образами высших миров и всё же воспринимаешь их как самостоятельные объекты, как формы неких сил или сущностей. В инспирации же эти образы пронизываются смыслами, действием духовных существ, которые начинаешь осознавать и ощущать в своей душе. Не зря Рудольфом Штайнером было выбрано это слово – «инспирация», то есть «вдохновение». Вдохновение – это вдох сил и знаний в душу человека.

Однако с определённого момента, когда уже действуешь на этом уровне, когда познаёшь таким образом, наступает момент, когда нужно отказаться от имагинации, полностью погасить все образы и впечатления на имагинативном уровне и остаться в так называемом безмолвии. Но безмолвие на уровне инспирации совсем не такое, как если бы мы замолчали и ничего не генерировали изнутри себя. Оно означает переход «нулевого порога тишины»1. Тишина – это отсутствие звуковых вибраций. Безмолвие же, о котором идёт речь, это переход за нулевой звуковой порог. В нём, с одной стороны, не имеешь имагинативных образов эфирного плана и тем более никаких рассуждений физического уровня. Но, с другой стороны, ощущаешь внутри себя бурление, пульсацию внутренней силы, через которую для тебя выражается творчество высших миров, действие духовных сущностей, раскрывающиеся в этом безмолвии. Погасив имагинативные образы, находясь в полном безмолвии, начинаешь воспринимать новые «образы», совершенно другие, которые воспринимаешь сердцем. Объект и субъект познания при инспиративном восприятии становятся едины друг с другом (но не тождественны друг другу). Как говорил Рудольф Штайнер, в этом безмолвии душе открывается Логос, Слово Божие, которое пронизывает Мироздание свыше и проявляется через различных духовных существ.

Но и этой ступенью не заканчивается духовное познание. Благодаря достижению полного безмолвия и раскрытию своей души Логосу достигается следующий уровень восприятия, высшая степень мистического откровения – так называемая интуиция. Это не та интуиция, о которой в обыденном смысле говорят люди, как о некоем внезапном предощущении чего-то грядущего, которое затем подтверждается материально. Интуиция, о которой здесь идёт речь, заключается в том, что познание происходит на том уровне, который в Антропософии Рудольфом Штайнером назван уровнем человеческого «Я».

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке