Г.И. Тронина - Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Шрифт
Фон

Г.И. Тронина

Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Аббревиатуры

АВ – антивиртуальность

АВР – антивиртуальная реальность

ВМ – виртуальный мир

ВО – виртуальный объект

ВР – виртуальная реальность

ВС – виртуальный субъект

ВФ – Вопросы философии

ИВР – информационная виртуальная реальность

КВР – компьютерная виртуальная реальность

СМИ – средства массовой информации

ФН – Философские науки

ЭВМ – электронная вычислительная машина

ЭВР – электронная виртуальная реальность

Вступление

«Виртуальный гость в нашей радиостудии», «Приглашаем на виртуальную экскурсию, на виртуальный поединок, в виртуальное путешествие», – слышим мы. Компьютер с помощью Интернет приобщает к информации, позволяет общаться с людьми на другом конце планеты, учиться, тренироваться, соревноваться, переписываться, создавать виртальных двойников. Люди начинают в виртуальных «городах» как бы жить, трудиться, жениться, заводить детей и воспитывать их виртуальным образом.

Современный интерес к проблеме виртуальных реальностей усиливается благодаря созданию новейших технологий и новых поколений электронных вычислительных машин, поддерживается их успешным применением в общественной практике. В процессе виртуализации термин «виртуальность» вводят люди самых различных видов деятельности, фиксируя быстро возникающие и изменяющиеся явления, вкладывая в него неоднозначный смысл.

Необходимость анализа проблемы виртуальности очевидна. Работы русскоязычных и зарубежных авторов посвящаются в большинстве случаев одному виду – электронным виртуальным реальностям как объективно существующему феномену.


Цель работы:

выдвинуть гипотезу эволюции виртуальности;

выдвинуть гипотезу сущности виртуальности;

дать краткий очерк эволюции представлений о виртуальности;

рассмотреть гносеологический аспект виртуальности;

выявить влияние виртуализации на изменение системы ценностей.


Разнообразие аспектов проблемы виртуальности включает различные подходы.

1. Онтологический:

виртуальность – аспект универсальной изменчивости мира, элемент активности самоорганизующихся систем, отличающихся открытостью для взаимодействий возникновения нового, нелинейностью, неустойчивостью. Сущность виртуальности проявляется в ее активности в процессах возникновения нового.

2. Синергетический:

виртуальность в разных способах существования и многомерной активности виртуальных объектов и субъективной виртуальной реальности проявляется в напряженный момент преобразования системы в точке бифуркации.

3. Гносеологический:

понятия «виртуальная реальность» и «виртуальность», «антивиртуальность» в системе понятий философии включены в поиск методологических оснований ее сущности, месте ее в системе категорий.

4. Аксиологический:

виртуализация изменяет пространство жизни человека, воздействует на систему ценностей. Ценностное ранжирование феноменов компьютерной виртуальной реальности оптимизирует контроль над ними.

Глава 1. Эволюция виртуальности и ее посредничества

Виртуальность присуща всем уровням бытия в момент возникновения в них нечто нового?

1.1. Универсальный эволюционизм

Понятие «универсальной эволюции. Направленность эволюции и необратимость изменений в эволюции Вселенной


ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Идея универсальной эволюции «вызревала» веками и претерпела все сложности своего развития. К концу ХХ века в естествознании появилась возможность создания единой модели универсальной эволюции. Набирает «вес» концепция универсального глобального эволюционизма. Изначальная сингулярность в эволюции Метагалактики с точки зрения современной космологии выступает не «абсолютным началом всего», а лишь одной из сменяющих друг друга форм бесконечного процесса самоорганизации и эволюции материальных форм. Законы глобального эволюционизма проявляются через эволюционные процессы Космоса, звездных групп и скоплений, возникновение солнечных систем с планетами, появления жизни на Земле, происхождения человека и человеческого общества. Идеи эволюции вышли за пределы биологии, проникли в философию (эволюционная эпистемология), физику (математическая модель эволюции тороидальной плазмы), химию (молекулярная эволюция), экономику, социологию и другие виды наук. Развивается новая область вычислительной математики – эволюционная кибернетика с двумя областями: 1) прикладной – эволюционного моделирования, и 2) теоретической – эволюционной нейрокибернетики с современными теориями происхождения логики. Эволюция, с точки зрения синергетики, предстает совокупностью системных переходов. Идеи изменчивости, отбора, наследственности связываются с идеями случайности, неопределенности, открытости систем. Глобальная эволюция – непрерывный процесс созидания нового и разрушения старого, смены устойчивости неустойчивостью, переходов от хаоса к порядку, а порядка к новому хаосу. В едином мировом закономерном процессе «сталкиваются» противоположные силы как источники развития Универсума.

Принцип универсального эволюционизма (его идеи выдвинуты И. Пригожиным, Э. Янгом, Н.Н. Моисеевым) представляет все преобразования, происходящие в мире, начиная с проблем возникновения Вселенной, звезд, галактик, вещества и жизни до социокультурной динамики целостным процессом самоорганизации всего сущего, подчиняющимся общим фундаментальным закономерностям и развивающимся в целостном многомерно взаимосвязанном пространстве. Концепция универсального эволюционизма пока далека от завершения и существует скорее в виде исследовательской программы. Это, однако, не уменьшает ее онтологического, гносеологического, мировоззренческого и этического значения. Ею осознается саморазвитие природы, общества и человека, возникновение новых явлений, отношений, реальностей. Материя «позволяет» энергии (активности самой материи) менять свои формы, сохраняя себя. Изменчивость абсолютна, Устойчивость форм относительна и поддерживает развитие их изменчивости. Устойчивость, замедляя «переход» возможного в действительное, устранить изменчивость не в состоянии. Единый диалектически развивающийся процесс охватывает движение от элементарных частиц к все более сложным системам с более сложной структурой и отношениями. Принцип универсального эволюционизма «строится» на идее единого закономерного процесса развития нестационарной Вселенной, на идее единства мироздания, динамики развития неорганического, органического и социальных миров. Вселенная представляется огромной сложнейшей эволюционизирующей системой.

Эволюционный характер мира выражен в процессах его развитии. Все изменения осуществляются за счет причин, принадлежащих самому Универсуму, за счет взаимодействия элементов его систем и взаимодействием систем. Выявляется связь этапов становления разнородных сфер бытия (неорганического мира, органического и мира социальных систем). Плотность связи этих сфер оказывается значительно большей, чем считалось раньше. Природа «предпочитает» эволюционировать медленными шагами, сменяющимися «вдруг» резким скачком в новое состояние. Неравномерность темпов и скорости изменений на всем протяжении бытия объекта определяется некоторым изменением элементов и нарушением устойчивости структуры, рассогласованностью компонентов целого, непостоянством темпов развития этого целого. Эволюционный процесс скачкообразен. Скачки сопровождали развитие неорганического, органического миров, генезис одноклеточных, биогенез, антропогенез. Эволюция природы представляет собой сложный процесс вероятностного характера с неоднозначностью исходов, вызванной соотношением детерминированных и стохастических элементов. «Последствия» будущих шагов эволюции остаются непредсказуемыми. Спонтанной процесс самоорганизации, «усложнения» форм материи необратим, отличается переходностью, самоизменением систем, их открытостью для взаимодействий.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

fb2.zip txt txt.zip rtf.zip a4.pdf a6.pdf mobi.prc epub ios.epub fb3