Каждый предмет он воспринимает отдельно, как индивидуальный предмет, как говорят буддисты здесь и сейчас и без всяких концепций. Получается Шерлок Холмс, в некотором смысле тоже является Буддой, он просветлен и вся его мыслительная деятельность, деятельность просветленного человеческого ума. Для меня вещи, чаще всего просто концепции, ложки это некий набор предметов, а для Холмса каждая вещь это единственный и неповторимый объект, наделенный своими уникальными характеристиками. То есть он видит подлинную реальность, значит, у него нет заблуждения и нет концепций.
Вспомните, к примеру, как Холмс в одном из рассказов определил, что у его друга Ватсона было много работы днем. По ботинкам. Большинство людей, не обратило бы никакого внимания на месте Холмса на то, что ботинки чистые, ибо в их сознании ботинки это просто концепция, на которую нет необходимости обращать свое внимание, а не уникальные ботинки, которые принадлежат Ватсону. Есть они, и есть, и всё. И ничего больше обычным людям не интересно знать. Надо сказать, что большинство людей вообще ни на что не обращают внимания, весь мир для них сплошная концепция и иллюзия. Холмс же обратил внимание на то, что ботинки Ватсона чистые, и сделал вывод о том, что работы у его друга было много. Ведь, как знал великий сыщик, когда работы у доктора Ватсона много он разъезжает по Лондону к своим пациентам на кэбе и поэтому его ботинки в таком случае остаются чистыми. Истина всегда конкретна. В других условиях этот вывод мог быть неверным, но здесь и сейчас он точен. Здесь и сейчас Холмс оказался прав, потому что смог увидеть и правильно истолковать то, что дало ему пищу для правильного вывода.
Самое же страшное, что может поразить ум любого исследователя и заставить его заблуждаться, это впасть в то состояние, когда он видит не реальность, а некую, скажем так, вторичную форму, полученную из своей индуктивной базы, и подменяет ею реальность. В этом случае то, что он анализирует, будет являться не подлинным фактом, а лишь его отображение в его индуктивной базе. То есть, по сути, анализироваться будет не факт, но концепция. В детективных рассказах часто оппонентом великому сыщику выступает опытный старый полицейский Лейстрейд. У этого полицейского всегда есть готовый штамп, для каждой ситуации. Надо признать, что чаще всего типичный набор штампов прекрасно подходит для разрешения той или иной ситуации, но каждый раз когда появляется неординарная ситуация опытный полицейский вынужден обращаться за помощью к Шерлоку Холмсу.
Шерлок Холмс, как человек, обладающий не двойственным восприятием реальности, говорит о своем методе примерно следующее: «Собираем все факты, выстраиваем цепь непротиворечивых умозаключений и делаем вывод, даже, если он кажется неправдоподобным, он является единственно верным». Это и значит видеть реальность вне концепций, находиться постоянно здесь и сейчас. Просветлением принято считать «целостное и полное осознание природы реальности». Просветление – это состояние осознанности, результатом которой является освобождение от иллюзий. И это освобождение само по себе не добро, и не зло. Оно не самоценно. Важно не то, что ты освобождаешься от иллюзий, а для чего ты это делаешь. Шерлок Холмс был просветленным сыщиком и итогом его освобождения от иллюзий были раскрытые им преступления, восстановление справедливости и защита людей от зла.
Но зададимся еще одним вопросом – кем является Шерлок Холмс? Каков его социальный статус? То, что он – сыщик, это понятно. Но нужно отметить, что он не просто сыщик, Шерлок Холмс частный сыщик. То есть он является предпринимателем. Предприниматель – этого социальный статус Холмса. Соответственно просветленный сыщик Холмс является просветленным предпринимателем. То есть тем самым типом предпринимателя, о ком я хочу рассказать в этой книге.
И еще я хотел пояснить, что то о чем я хочу рассказать в этой книге не про деньги. Это важный момент, который нужно особо разъяснить. Предпринимательство – это вообще не про деньги, потому что чаще всего предприниматели бедны, как церковные мыши, или живут постоянно в долг. Обычно величайшим предпринимателям нечего кроме долгов завещать своим детям. Такова реальность. Я знаю массу примеров, когда выдающиеся предприниматели скатывались в безвозвратную нищету. Такие истории встречаются на каждом шагу. Но вот просветленный предприниматель Шерлок Холмс в рассказах Конан Дойля не бедствовал, он никогда не жаловался на отсутствие денег или на то, что клиенты сильно жадные и глупые и не ценят его таланты. Он жаловался лишь на отсутствие сложных дел. Конечно, просветленный предприниматель Холмс это плод воображения писателя, но возник он вовсе не на пустом месте. Предприниматель практически обязан двигаться в сторону просветления, чтобы быть успешным.
Хочу признаться, что мне претят идеи о противопоставлении бизнеса и духовности. Мне так же сильно не нравятся идеи о просветленном предпринимательстве, как о некоем духовном бизнесе, ориентирующимся не на прибыль, а на сотрудничество и развитие. На мой взгляд, это не срединный путь. Это пропаганда бизнес отшельничества. Тот же Шерлок Холмс не рассказывает проповеди, не наставляет преступников на путь истинный, не пропагандирует всепрощенчество. Ловить преступников и раскрывать преступления, искоренять зло – это его работа. И он берет за свою работу деньги. Но при этом он всё равно просветленный предприниматель. Потому что Холмс никогда не откажется помочь оказавшимся в беде людям. Он идет по улице под дождем, он не находится в пещере отшельника, но он остается чист. Таким я вижу просветленного предпринимателя.
Глава 2. Предприниматель и книги
Теперь, зададим вопрос, который часто звучит: можно ли вообще научиться правильно идти по «срединному пути»? Можно ли научиться избавляться от иллюзий? Можно ли стать просветленным предпринимателем? Ведь распространено мнение, что проблема состоит в том, что научиться правильному мировосприятию невозможно. Поскольку это слишком индивидуально. Мало кто готов слушать, еще меньше – слышать, и практически никто не хочет ничего делать для того чтобы овладеть искусством избавления от иллюзий и понимания «срединного пути». Пустые же размышления сами по себе ничего не дают. А заставить действовать может либо какое-то реальное жизненное потрясение либо длительные собственные размышления. Самое большее, что могут чужие мысли – дать пищу для собственных размышлений. Поэтому и нет интереса к поискам правильного мировосприятия.
Хочу сказать, что на самом деле всё совсем не так. Люди сейчас как никогда раньше понимают ценность знаний и тратят много времени на поиск необходимых для их работы и повседневной жизни сведений в сети и в книжных магазинах. Но часто найти полезную информацию в огромной массе источников не удается. У нас сейчас ощущается практически везде острый дефицит хороших книг. Нет книг, по которым можно было бы научиться не только правильному мировосприятию, но и вообще хороших книг мало. Особенно мало хороших книг в отечественной литературе о бизнесе. Полки книжных магазинов заставлены книгами о предпринимательстве, люди разбирают их, как горячие пирожки, но чаще всего не находят того, что их интересует. Реальную проблему можно обозначить так. Желание правильно думать и правильно принимать решения огромное, а нужных книг нет или очень мало.