Антон Джерард Александр ван Раппард (1858–1892) – художник. Он знакомится с Ван Гогом в Брюсселе, приглашает его работать в собственную студию, они вместе посещают лекции в Академии изящных искусств. Антон ван Раппард часто навещает Ван Гога, принимает участие в его творческой судьбе на разных этапах. Их общение прерывается после критики Антона в адрес «Едоков картофеля» (музей Ван Гога, Амстердам), которую Винсент воспринял в штыки.
Жюльен «Папаша» Танги (1825–1894) – владелец небольшой лавки художественных принадлежностей в Париже. Многие живописцы покупают здесь холсты и материалы. Любит устраивать при своем магазине выставки молодых художников, в том числе Ван Гога, одну из картин которого ему, предположительно, удалось продать. Тео Ван Гог держит в его лавке несколько полотен Винсента, которые Танги бережно хранит до самой смерти.
Эмиль Бернар (1868–1941) – художник-постимпрессионист. Их знакомство с Ван Гогом состоялось в Париже, в мастерской Фернана Кормона, где бывали многие молодые живописцы в середине 80-х гг. Дружит с Тео, в чьей галерее выставляет художников «Малого бульвара», и с Винсентом, которому посвятит критическое эссе в 1892 г. по случаю посмертной выставки.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) – французский художник. Тулуз-Лотрек и Ван Гог вместе посещают студию Фернана Кормона, между ними завязывается дружба. В начале 1887 г. Ван Гог часто бывает в мастерской Тулуз-Лотрека в компании других коллег. Винсент напишет ему из Арля, видимо, желая пригласить его в Прованс, но письмо это останется без ответа.
Эжен Бош (Бох) (1855–1941) – бельгийский художник и поэт, наследник знаменитой династии производителей фарфора Villeroy & Boch. Их встреча с Винсентом состоялась в 1888 г. в студии Фернана Кормона в Париже. Художник посвящает ему картину «Поэт» (Музей Орсе, Париж). При жизни Эжен Бош оказывает поддержку молодым талантам – в частности, он убедил свою сестру Анну приобрести полотно «Красные виноградники в Арле» (ныне хранится в ГМИИ им. Пушкина).
Жозеф-Этьен Рулен (1841–1903) – друг Ван Гога, работает почтальоном в Арле. Винсент пишет несколько его портретов, вовлекает в работу также его жену Августину, которая позирует для картины «Колыбельная, портрет мадам Рулен» (Музей Креллер-Мюллер, Оттерло), – существует как минимум пять версий «Колыбельной». Жозеф навещает художника в арльской больнице, куда того госпитализируют после инцидента с отрезанным ухом, они переписываются во время пребывания Ван Гога в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. Винсент посвятил семье Руленов в общей сложности около двадцати портретов.
Поль Гоген (1848–1903) – художник. Ван Гог приглашает его к себе в гости в Арль в октябре 1888 г. Тот проводит в Провансе в общей сложности около двух месяцев, затем дружеские отношения прерываются со скандалом. После этого Гоген возвращается в Париж, а оттуда отправляется в Полинезию.
Анна Бош (1848–1936) – бельгийская художница-неоимпрессионист. Приобрела картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (ГМИИ им. Пушкина) за 400 франков в феврале 1890 г. Это одна из шести работ Винсента, экспонировавшихся на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе наряду с полотнами Сезанна, Ренуара, Тулуз-Лотрека. Долгое время «Красные виноградники» считались единственным произведением Ван Гога, проданным при жизни.
Жозеф и Мари Жину, владельцы «Кафе де ла Гар» в Арле. Они предоставили приют Ван Гогу в первые месяцы его пребывания в Провансе. Заведение стало знаменитым благодаря нескольким картинам Винсента. Художник также посвятил чете Жину ряд портретов, в частности пять вариантов «Арлезианки» (Национальная галерея современного искусства, Рим; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Музей Орсе, Париж; Музей Креллер-Мюллер, Оттерло; Музей современного искусства, Сан-Паулу, Бразилия), – на портрете представлена мадам Жину, которая в дальнейшем помогала Ван Гогу в моменты кризиса и в период его пребывания в лечебницах в Арле и Сен-Реми.
Жорж-Альбер Орье (1865–1892) – писатель и искусствовед, автор единственной прижизненной статьи в официальном издании, посвященной творчеству Ван Гога. В январе 1890 г. в «Меркюр де Франс» выходит эссе «Одинокие: Винсент Ван Гог», в котором Орье анализирует творчество художника и воспевает его талант. Винсент, однако, остался недоволен содержанием статьи: он просит Тео в дальнейшем сделать все возможное, чтобы оградить его от внимания критики.
Поль-Фердинанд Гаше (1828–1909) – последний лечащий врач Ван Гога в Овер-сюр-Уаз. Его посоветовал Тео: он был лично знаком с доктором через художника Камиля Писсарро. Эксцентричный по натуре, художник-дилетант, Гаше разделяет страсть Винсента к творчеству, часто принимает его у себя дома, где тот создает несколько картин. Доктор находится у постели Ван Гога в последние дни его жизни, когда тот попадает в больницу с простреленной грудью. На похоронах Винсента плачущий Гаше лично будет читать погребальный молебен.
Йоханна Гезина Ван Гог-Бонгер (1862–1925) – невестка художника. Унаследовала от своего мужа Тео все полотна, рисунки и письма Винсента. Благодаря ей эти материалы не остались безвестными: она организует первые выставки картин Ван Гога, поддерживает контакты с художниками, искусствоведами, коллекционерами. В 1914 г. Йоханна публикует письма Винсента, адресованные Тео, занимается составлением биографии художника; это приносит Ван Гогу посмертную славу.
Винсент Виллем Ван Гог (1890–1978) – единственный племянник, с которым Винсент познакомился при жизни, сын Тео и Йоханны. Заканчивает инженерный факультет в Делфте, работает в США и Японии, затем в 20-х гг. окончательно возвращается в Голландию. Он посвящает себя сохранению наследия дяди, способствует переоценке его фигуры. Винсент-младший активно участвует в основании музея Ван Гога в Амстердаме, в первые дни работы музея он лично встречает первых посетителей.
Основные места и события
Жизнь Ван Гога была недолгой, но разнообразной, он не раз менял род деятельности и место проживания. При этом семья оставалась для него важным ориентиром, он периодически возвращался к родителям, которые регулярно переезжали в связи с пасторской миссией отца. География перемещений Винсента включает основные города Бельгии и Голландии, а также Париж, где художник бывал неоднократно: ему нравилось каждый раз открывать для себя его новые уголки.
Если говорить о местах, которые посетил Ван Гог, то можно выделить три основных периода его жизни: до 1878 г., когда он перемещается между разными филиалами галереи «Гупиль и Ко» в Париже, Лондоне и Гааге; с 1878 по 1880-й – годы проповедования в Боринаже и, наконец, третий и самый важный для нас период, связанный с творческим становлением художника и его работой в Голландии, Париже и Провансе.
Зюндерт
30 марта 1853 г. – 30 сентября 1864 г.
Винсент Ван Гог родился в семье священника 30 марта 1853 г. в поселке Зюндерт в Северном Брабанте (Голландия). Здесь пройдут первые десять лет его жизни. Затем он отправляется учиться в Зевенберген, а после в колледж в Тилбурге.
19 марта 1868 г. – 30 июля 1869 г.
Не окончив образования, он возвращается к родителям, а спустя полтора года перебирается в Гаагу и поступает на службу в галерею «Гупиль и Ко».
Париж
1873, 1874, 1875–1876, 1886–1888, 1890 гг.
Винсент неоднократно посещает Париж на протяжении своей жизни, каждый раз в новой роли. В 70-х гг. он – молодой сотрудник «Гупиль и Ко», в 1886 г. он приезжает к брату Тео и гостит у него в течение двух лет: начинающего художника привлекает бурная парижская жизнь. В 1890 г. Ван Гог был в Париже проездом, направляясь в Овер-сюр-Уаз.