Из истории русского сундучного промысла. Сборник статей - Пудов Глеб страница 4.

Шрифт
Фон

Село Петрокаменское

В 1929 году в Петрокаменском заводе организовали артель «Заря» (она сложилась из двух артелей – «Кустарь» и «Красный Урал»). На следующий год в ней началась оковка сундуков. Готовая продукция поставлялась, как и раньше, в Невьянский и Нижнетагильский заводы. С 1936 года начали производить сундучную фурнитуру. Использовалась луженая и оцинкованная жесть, а также «морозка». На металле выколачивался или вдавливался рельеф, жесть разрезалась на полосы и квадраты. Позднее к артели «Заря» присоединилась артель «Красный кустарь» (из села Слудки), что сразу расширило ассортимент продукции. Во время Великой Отечественной войны мастера делали ящики для снарядов, различное военное оборудование. Производство сундуков после войны было возобновлено. В 1947 году в артели «Заря» работало 390 человек. Ассортимент продукции был широк, производилось несколько видов сундуков. В 1956 году артель переименовали в мебельную фабрику. Со временем сундуки были вытеснены другими видами мебели. Их производство прекратилось в 1960-е годы.


Сундук артели «Заря». Село Петрокаменское, 1940 – 1950-е годы (частное собрание).


Наклейка артели «Заря». 1949 год.


В уральских деревнях до сих пор бытует несколько видов сундуков, делавшихся в 1940—50-е годы в артели «Заря»34. На некоторых обнаружены бумажные наклейки и чернильные штемпели с названием организации и временем производства. Это большие прямоугольные ящики, покрытые ярко окрашенными листами жести. На каждой стороне находятся большие квадраты, которые в свою очередь разбиты на более мелкие. Они окрашены в разные цвета, чаще всего белый, красный, синий и зеленый. Иногда в центре больших квадратов встречаются крупные трафаретные изображения ветвей с листьями. Углы сундуков обиты полосами с трафаретными узорами. Последние состоят из простейших геометрических и растительных мотивов. Примеры таких изделий – сундуки К.М.Собакина из пос. Суксун Пермского края, А. М. Ворошиловой из г. Заречный Свердловской области. Подобные изделия есть также в собрании НГИАМ и СОКМ. Они подобны друг другу и представляют один из самых распространенных видов продукции артели «Заря».

Другим видом изделий стали сундуки, отличающиеся более простым художественным решением. Они полностью обиты полосами, расположенными в виде сетки. Лицевая сторона разделена на два многоугольника, также заполненных полосами и украшенных «мороженой» жестью (иногда и крышка делилась на два таких многоугольника). Углы между многоугольниками и края всех сторон обиты черными жестяными полосами с трафаретными узорами. Их орнамент состоит из простейших растительных и геометрических мотивов. Преобладающие цвета таких сундуков серый, коричневый и черный (например, сундуки Л. А. Евстафьевой из поселка Баранчинский).

Отличием следующего типа изделий артели «Заря» стали не трафаретные, а тисненые узоры на полосах, которыми обиты края сундуков. Художественное решение таких вещей, при соблюдении всех традиционных композиционных схем, менее многоцветно. Орнаментальные мотивы типичны (в качестве примера – сундуки Л. А. Соколовой из пос. Баранчинский).

Изделия артели «Заря» до нынешнего времени широко распространены в уральских деревнях. Но далеко не все они находятся в хорошем состоянии и давно переместились из парадных помещений в чердаки и подвалы.

Сундуки артели «Заря» сохранились не только в частных домах уральцев. Как указывалось выше, они есть и в музеях. В коллекции СОКМ находится «горка» сундуков (в настоящее время на экспозиции), представляющих один из самых репрезентативных видов изделий артели. На внутренней стороне крышки одного из сундуков – наклейка, указывающая на то, что они были изготовлены в артели «Заря» в 1949 году. По форме эти вещи одинаковы и представляют небольшие ящики с покатой крышкой, поставленные на широкие ножки. Сундуки покрыты с четырех сторон листами жести золотистого цвета (задняя сторона просто окрашена). Художественное оформление лицевых сторон типично. Они разбиты на два больших прямоугольника, декорированных листами «мороженой» жести янтарного цвета. Сверху укреплена сетка из тонких полос. По краям сундуков – жестяные полосы с нанесенными на них в технике тиснения геометрическими и растительными мотивами, а также завитками, напоминающими рокайли. Эти изделия свидетельствуют об умении уральских сундучников простыми средствами придать своей продукции праздничный, жизнерадостный характер.

Не все сундуки артели «Заря» относятся к высокохудожественным изделиям. Но лучшим из них свойственно богатство и разнообразие художественного оформления. Мастерами использовались различные материалы и техники. В каждом чеканном или рельефном узоре, каждом цветовом сочетании, каждой композиции орнамента заметна глубокая традиционность промысла, его «укорененность» в местной культуре. Пусть оформление некоторых сундуков несколько пестро, других – чуть небрежно, многие являются неотъемлемой частью уральского прикладного искусства.


Выводы

Советская эпоха стала самостоятельным периодом в истории уральского сундучного промысла. Мастера были объединены в артели, которые позднее переросли в фабрики.

Перемена формы организации незначительно сказалась на внешнем облике изделий. Сундучники использовали традиционные приемы и методы работы. Совсем отказывать в художественности уральскому сундуку того времени несправедливо.

«Мороз» по жести – техника русского сундучного производства. Материалы к истории

На протяжении истории в русском сундучном производстве сложились разнообразные методы и техники декорирования: окраска, роспись, тиснение, гравировка, ковка, резьба, использование жестяных полос с хромолитографическими изображениями. Одной из самых эффектных и распространенных техник стал т.н. «мороз» по жести.

В литературе – не только научной, но и популярной – нередко встречаются упоминания о «морозе», приводятся рецепты и некоторые факты истории этой техники. Тем не менее, во-первых, в большинстве случаев повторяются одни и те же сведения, при этом их сопоставление приводит к неразрешимым противоречиям, во-вторых, речь в работах идет, как правило, об изделиях Великого Устюга35. Специальных работ, посвященных конкретно технике «мороз» по жести (в отличие, например, от росписи), в настоящее время не существует. А ведь во II половине XIX – I половине XX века она занимала ведущие позиции в русском сундучном производстве.

Цель настоящей статьи – определение истоков и роли этой технологии в истории русского сундучного производства, выявление ее художественных особенностей в сравнении с зарубежными изделиями. К числу главных задач относятся: обобщение информации, касающейся «мороза» по жести, и анализ конкретных произведений. В качестве материала исследования привлекались по большей части произведения из коллекции отдела народного искусства Русского музея. Хронологические рамки исследования: XIX – XX века.

Надо отметить, что статья отражает лишь определенный этап работы над темой и не претендует дать технике «мороз» по жести исчерпывающую характеристику. В дальнейшем возможны уточнения и дополнения36.


Истоки

Вопреки встречающимся в научной литературе утверждениям37, «мороз» по жести как техника украшения сундучных изделий не был «секретом великоустюжских ремесленников» и не был распространен только в Великом Устюге. Однако о времени и обстоятельствах появления этой техники, иначе называвшейся «мцарированием», сведения противоречивы и отличаются в каждом центре сундучного производства.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке