В середине XVIII века произошло разделение в видах декоративной железной оковки. Коробьи в это время обивали гладкими железными полосами, а прямоугольные шкатулки – пластинами со сплошными ажурными рисунками. Шкатулки делали с покатой крышкой. В середине XVIII столетия ритмичный барочный орнамент просечки начинает заменяться несколько вычурными рокайльными мотивами. Часто тот и другой соединялись в декоративном оформлении одного изделия. Для шкатулок II половины XVIII – начала XIX века новым элементом стала плоская крышка, а также появившийся прием сплошной обивки жестью с «морозом». Самые ранние сведения об этой технике относятся к 1837 году. На Вологодской губернской выставке были показаны 12 листов железа, «луженого особым образом». Известными мастерами были братья Павел и Виктор Ермиловы, Прокопий Волков, Николай Торлов, Георгий Панов и другие102. Шкатулки поверх «мороза» дополнительно обивали тонкими жестяными полосами, а на углах крышки и ключевине – жестяными просечными накладками. Изделия с «морозом» продавались на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Одной из особенностей этих предметов было наличие большого числа замков с секретами (их количество доходило до 24). Изнутри шкатулки обклеивались тканью, бумагой, различными этикетками103. Открывание шкатулок сопровождалось перезвоном колокольчиков. В целом этот период, вторая половина XIX века, характеризуется расцветом устюжского промысла. Существовали специализированные мастерские, а также люди, работающие на хозяев других заведений, и мастера-одиночки, делающие вещи по специальным заказам. Количество продукции резко увеличилось в связи с использованием различных механизмов104. Но к концу XIX столетия производство шкатулок с «морозом» сократилось из-за падения спроса на них.
Шкатулка. XIX век, Великий Устюг.
Приблизительно в это же время неподалеку от Великого Устюга, на реке Шемоксе, существовал крупный центр производства расписных сундуков. В Великий Устюг из шемогодских деревень привозили только детали, собирали и обивали сундуки железными полосами уже в городе105. Как правило, делали по пять штук и вкладывали один в другой. Их роспись относится к типу свободных кистевых. Она состоит из мазков широкой кистью, белильных и цветных оживок, тонкого черного контура. Сундуки расписывались яркими красками. Преобладали голубой, желтый, красный, белый тона. Роспись делалась на меловом грунте темперными красками, затем покрывалась олифой. В начале XX века наряду с клеевыми красками начали использовать масляные. Композиции и мотивы росписи были весьма разнообразны. Основные мотивы декора – вихревые розетки, ромбы, растительные завитки106.
Вологодская губерния (XIX век)
В этот период производство расписных сундуков и шкатулок развивалось и в Вологодской губернии. С. Д. Оленев разделил местные сундуки на несколько типов, отличающихся по конструкции и особенностям росписи107. Особенно часто мастера делали сундуки прямоугольной формы с нависающей плоской крышкой, крепление – «в ласточкин хвост», замок привешивался на два литых кольца, укрепленных в крышке и лицевой стенке (по классификации С. Д. Оленева, это – первый тип). Сундуки были украшены яркой росписью, в которой преобладали локальные красный, синий, зеленый, желтый, коричневый цвета. Лицевая стенка и крышка разбивались на два (реже – три) поля, которые заполнялись различными геометрическими мотивами. Роспись боковых стенок имитировала кованые железные полосы108. Но мастера украшали свои изделия не только геометрическими, но и растительными мотивами («стебли и плоды в вазоне»), а также парными изображениями птиц. Редким сюжетом можно считать изображение часов109. Все названные типы сундуков широко представлены в местных музеях, особенно в ВГИАХМЗ110. Особым видом стала т.н. роспись «под резинку», делавшаяся по еще невысохшей краске111. Мастера обслуживали нужды местного рынка, общероссийского значения это производство сундуков не имело.
Владимирская губерния (XIX – I четверть XX века)
Во Владимирской губернии крупным центром сундучного производства был Муромский уезд. Здесь в середине – конце XIX века изготавливалось множество сундуков112. По сведениям известного исследователя деревообрабатывающих промыслов Н. А. Филиппова, к 1913 году в деле было занято 350 человек, делавших более 50000 сундуков113. Он справедливо называл Муромский уезд самым крупным центром по производству сундуков в России. Главным рынком сбыта являлась Нижегородская ярмарка, на которую вещи доставлялись по Оке114. Как во многих других центрах сундучного производства, здесь существовала строгая специализация: одни мастера делали ящики, другие – красили, третьи – оковывали полосами железа, четвертые – снабжали замками и т. д.115 Изнутри сундуки обивали тканью или оклеивали бумагой. Иногда на муромских изделиях встречалась техника, перенятая у северных мастеров: просечные полосы железа с цветными подкладками под них116. Однако сундуки могли делаться и без оковки полосовым железом, неокрашенными и окрашенными. Часто использовался коричневый цвет117.
Сундук. Мастерская Н. С. Тебекиной. II половина XIX – начало XX века, д. Соловьево Муромского уезда Владимирской губернии (частное собрание).
Типичным образцом продукции муромских мастеров является сундук значительных размеров из собрания РЭМ118. Он отличается красивыми пропорциями, идеальным соответствием формы и украшения назначению вещи. Композиция лицевой стороны и крышки разбита на два прямоугольника. Они украшены листами «мороженой» жести янтарного цвета, покрытыми тонкими жестяными полосами, которые укреплены в виде частой сетки. Края сундука обиты металлическими полосами с цветочным орнаментом. Они не только украшают изделие, но и прикрепляют листы «мороженой» жести к деревянной основе, в целом повышают прочность сундука. Как обычно в народном искусстве, функциональность неразрывно связана с декоративностью.
Сундук. II половина XIX – начало XX века, Муромский уезд Владимирской губернии (Кузнецкий музейно-выставочный центр, г. Кузнецк, Пензенская область).
О развитии сундучного производства в деревнях Пурки и Бангино в начале XX века приводятся интересные сведения в местной периодике. В деле тогда было занято 1500 человек. Все они работали на нескольких «заводчиков»: А. С. Ягунова119, Н. В. Дунаева, Я. Г. Моренова, Н. В. Маркова и А. И. Желтикова (Жолтикова). Один раз в году, 20 сентября, устанавливались цены на «тройку» сундуков. Мастера трудились в помещениях, предоставляемых хозяевами, но своим инструментом. При этом оплата производилась продуктами по завышенным ценам. В 1902 году Ягунов впервые применил в производстве паровой двигатель, что немедленно лишило работы многих мастеров-сундучников, особенно «вязал», т.е. тех, кто делал ящики («белье»). Поэтому мастера решили объединиться в артель120.
Рекламная этикетка сундучного заведения А. И. Желтикова (д. Криуши Муромского уезда Владимирской губернии).
Известны окованные сундуки мастеров села Вача, пользовавшиеся большим успехом у среднеазиатских купцов. Округа села Чулково в XIX веке также была знаменита своими сундучных дел мастерами. Основателем этого промысла на рубеже XVIII – XIX веков был бурмистр имения князя П. И. Багратиона И. Я. Сметанин. Он основал небольшое заведение в деревне Поляна. В самом селе Чулкове сундучное производство развивал купец I гильдии Н. С. Тулупов121. После революции 1917 года здесь существовала крупная артель по производству сундуков, чьи изделия славились своим высоким качеством далеко за пределами района. В 1925 году она насчитывала 52 мастера. Количество продукции исчислялось вагонами. Например, известно, что артель продала три вагона сундуков местным торговцам, братьям Житковым122.