Жюстина - де Сад Маркиз

Шрифт
Фон

"Да, я распутник и признаюсь в этом,япостигвсе,чтоможнобыло

постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг,и,

конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но не преступник и не убийца...Ты

хочешь, чтобы вся вселенная была добродетельной, и не чувствуешь, что все бы

моментально погибло, если бы на земле существовала одна добродетель."

Маркиз де Сад

"Кстати, ни одной книге не суждено вызвать более живого любопытства. Ни

в одной другойинтерес-этакапризнаяпружина,которойстольтрудно

управлять в произведении подобногосорта,-неподдерживаетсянастолько

мастерски;ниводнойдругойдвижениядушиисердцараспутниковне

разработаны с таким умением, а безумства их воображения не описаныстакой

силой. Исходя из этого, нет ли оснований полагать, что "Жюстина"адресована

самым далеким нашим потомкам?Можетбыть,исамадобродетель,пустьи

вздрогнув от ужаса, позабудет про свои слезыизгордостиоттого,чтово

Франции появилось столь пикантное произведение".

Из предисловия издателя "Жюстины" (Париж, 1880 г.)

"Маркиз де Сад, до концаиспившийчащуэгоизма,несправедливостии

ничтожества, настаивает на истине своихпереживаний.Высшаяценностьего

свидетельств в том, что они лишают нас душевного равновесия. Садзаставляет

нас внимательно пересмотреть основную проблемунашеговремени:правдуоб

отношении человека к человеку".

Симона де Бовуар

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Вступление. - Жюстина брошена на произвол судьбы

Шедевромфилософииявиласьбыкнига,указующаясредства,коими

пользуется фортуна для достижения целей, которые она предназначает человеку,

и сообразно этому предлагающая некоторые формыповедения,коинаучатэто

несчастное существо о двух ногах шагать по тернистому жизненному пути,дабы

избежать капризов этой самой фортуны, которую поочередноназывалиСудьбой,

Богом,Провидением,Роком,Случайностью,причемвсеэтиимена,без

исключения, настолько же порочны, насколько лишены здравого смысла и не дают

уму ничего, кроме непонятных и сугубо объективных мыслей.

Если же несмотря наэтослучается,что,будучиисполненыпустого,

смешного и суеверного уважения к нашим абсурднымобщепринятымусловностям,

мы встречаемся лишь с терниями там, где злодеи срывают только розы, разве не

естественно,чтолюди,отрожденияпорочныепосвоемувнутреннему

устройству, вкусу илитемпераменту,приходяткубеждению,чторазумнее

предаться пороку, нежели сопротивляться ему? Не имеютлионидостаточных,

хотя бы внешне, оснований заявить, что добродетель, как бы прекрасна онани

была сама по себе, бывает тем не менее наихудшим выбором, какой только можно

сделать, когда она оказывается слишком немощной, чтобы бороться с пороком, и

что в совершенно развращенный век наподобие того, в котором мы живем,самое

надежное - поступать по примеру всех прочих? Уж если на то пошло,неимеют

ли люди, обладающие более философским складом ума, права сказать,вследза

ангелом Иезрадом из "Задига"{"Задиг", повесть Вольтера}, что нет такого зла,

которое не порождало бы добро, и что, исходя изэтого,онимогуттворить

зло, когда им заблагорассудится, поскольку оно в сущности не чтоиное,как

один из способов делать добро? И не будет ли унихповодприсовокупитьк

этому, что в общем смысле безразлично, добр или зол тотилиинойчеловек,

чтоеслинесчастьяпреследуютдобродетель,апроцветаниеповсюду

сопровождает порок, поскольку все вещи равны вглазахприроды,бесконечно

умнее занять место среди злодеев, которыепроцветают,нежелисредилюдей

добродетельных, которым уготовано поражение?

Не будем более скрывать, что именно для подтвержденияэтихмаксиммы

собираемся представить на суд публики историю жизни добродетельнойЖюстины.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке