Ибо, как спавшие с вершины горы камни и скатывающиеся даже до подгорья, становятся достоянием многих крутизн (или «пропастей»), так и нас отпавших от заповеди, данной в раю и сущей в нем блаженной жизни, и даже до ада скатившихся, постигли многие бедствия. Ибо не только израстила земля, как последствие проклятия, бывшего Праотцу, неодушевленные волчцы и терния, но изведали мы и гораздо худшие, многовидные терния злых страстей и отвратительные волчцы греха. И не только ту одну печаль возымел наш род, которую получила в удел Праматерь, как следствие проклятия бывшего ей, осужденная в болезнях рождать, но, можно сказать, и вся наша жизнь стала сплошной печалью и мукой. Но с тех пор, как человеколюбивый к нам, создавший нас Бог, по милосердию Своему, приклонив небеса сошел, и восприял от Святыя Девы наше естество, Он обновил его и возвратил, более того, возвел на божественную и небесную высоту. Желая же совершить, лучше же сказать днесь привести в исполнение Свой предвечный замысел, Он посылает Архангела Гавриила, как говорит Евангелист Лука: В Назарет, к Деве обрученной мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова, и имя Деве, Мариам (Лк.1:27).
Итак, Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого благовещения, потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников, ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс.50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни, ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас.
Подобало также и Деву иметь свидетельницей Своего безсеменного зачатия и помощницей в том, что совершалось в деле Домостроительства. Что же это было? Восхождение в Вифлеем, где и небесными Ангелами Рождение Его было возвещаемо и славимо? Пришествие в храм, где Симеоном и Анной Он, будучи младенцем, был засвидетельствован, как Господь жизни и смерти, бегство от Ирода в Египет, и возвращение из Египта, согласно священным пророчествам; и иное что ныне перечислять нет надобности? Ради этого был взят Обручник Иосиф, и Ангел был послан к Деве, обрученной мужу по имени Иосиф. Это же выражение: из дома и рода Давидова, относится к обоим: потому что оба и Дева и Иосиф возводят свой род к Давиду. И имя, говорится, Деве, Мариам, это же слово в переводе означает «Госпожа».
Представляет же это имя и достоинство Девы, и утверждение Девства, и особенность образа Ея жизни, и во всем тщательность, и выразить это одним словом всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душою и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющими ни малейшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утверждено, и так сказать как это приличествует Госпоже, во всем ненарушенно на все времена, как Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая от очей сокровенные писания, посему и было написано о Ней: Сия есть Книга запечатленная», и будет Дверь заключена, и никтоже пройдет Ею.
Но еще и по другой причине Дева является Госпожою по достоинству, именно как владычествующая над всеми, как в девстве зачавшая и божественно родившая по естеству Владыку всего мира. И еще Она является Госпожою, не только как свободная от рабства и участница божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, и особенно в силу Своего неизреченного и радостного Рождения, ибо женщина обрученная мужу, больше является под господином, нежели госпожою, и особенно согласно многоболезненному и многопечальному рождению, по оному проклятию Евы: В болезнях родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт.3:16); освобождая от этого проклятия человеческий род, Дева-Матерь вместо этого прияла чрез Ангела приветствие и благословение, ибо говорится, что: вшед Ангел, рече, к Деве: радуйся Благодатная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах (Лк.1:28).
Не как будущее предвещает Ей, говоря: «Господь с Тобою», но возвещает Ей то, что он невидимое (для Нее) видел, как уже совершающееся. И разумея Ее как сосредоточие божественных и человеческих дарований, и украшенную всеми благодатями Божественного Духа, он Ее поистине провозглашает «Благодатной». Увидев же, что Она как бы уже зачала Того, в Ком Сокровища их всех, и предвидя, что это чревоношение Ея не связано с тягостями и рождение будет без болезней, Он приглашает Ее радоватися, и объявляет Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди жен, ибо не было иной женщины, хотя бы и прославленной, которая преизбыточеством славы настолько была бы славна, что равнялась бы Богородице Деве.
Но Дева, видя его и устрашившись, не был ли бы это какой обольстительный ангел, вводящий в заблуждение безрассудных, подобно тому, как тот обманул Еву, приняла приветствия не без того, чтобы не исследовать его, и еще не вполне понимая в чем Ея та близость к Богу, которую он Ей благовестил, смутилась, как написано, от слов его, со скрепленным сердцем, так сказать, и твердо держась девства. И помышляше, каково будет целование сие (Лк.1:29). Посему и Архангел тотчас же отстраняет, любезный Богу, страх Благодатной Девы, говоря Ей: Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога (Лк.1:30). Какова эта благодать? Которая возможна только единому Могущему совершить невозможное, и которая только за Тобою сохранена прежде всех веков. Ибо «се зачнеши во чреве»; услышав же о зачатии, говорит он отнюдь не предполагай, что девство Твое отменено, и потому не тревожься и не смущайся, ибо когда слова «се зачнеши», говорятся Деве, он указал, это означает, что зачатие будет рука об руку течь с девством.
Итак, се зачнеши, говорит, и родиши Сына (Лк.1:31), ибо, обладая тем, чем Ты обладаешь и при сохранении ненарушимого девства, Ты зачнешь и родишь Сына Вышняго. Ибо это и Исаия, предвидя за много лет до сего, предсказал: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына (Ис.7:14), и что: Приступих к Пророчице (Ис.8:3). Как Пророк приступил к Пророчице? Так, как ныне Архангел приступил к Ней, ибо то, что ныне видел Архангел, это и тот Пророк предвидел и предсказал. Что же касается выражения: «Пророчица», то это относится к Деве, потому что Она имела пророческий дар, что удостоверит всякого желающего Ея песнь Богу в Евангелии (Лк.1:4655). Итак, приступил, говорится, Исаия к Пророчице, в пророческом, конечно, духе, и (Она) «прият во чреве», и, прежде чем наступили, избежала родительных болезней, и родила Сына. Архангел же ныне говорит Ей: Родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус (что в переводе означает «Спаситель»), Сей будет велий. А Исаия опять сказал бы так: Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Сему согласует ныне и Архангел, говоря: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется.