1901 г. написана «Песня о Буревестнике». В начале нового столетия Горький обращается к драматургии. В том же году была создана пьеса «Мещане» (напечатана в 1902 году).
Конец 1901 начало 1902 гг. создана пьеса «На дне». Впервые поставлена в декабре 1902 года в Московском Художественном театре.
1902 г. Горький возглавил издательство «Знание».
1904 г. написана пьеса «Дачники».
1905 г. написаны пьесы «Дети солнца» и «Варвары».
1905 г. Горький поддержал первую русскую революцию, вступил в РСДРП, познакомился с В. И. Лениным. Горький вынужден был на какое-то время по политическим причинам покинуть Россию: жил в Америке, затем в Италии. Италия была выбрана неслучайно: к 1905 году М. Горький был серьёзно болен туберкулёзом. Время жизни в Италии, на Капри, стало плодотворным для Горького-писателя и Горького-мыслителя.
1913 возвращение в Россию. До 1921 жил в Петербурге.
19171918 г. в «Новой жизни» публикуется цикл статей («Заметок о революции и культуре») «Несвоевременные мысли».
1919 г. по инициативе М. Горького организовано и им же возглавлено издательство «Всемирная литература».
1921 г. Горький вновь покидает Россию в результате обострения туберкулёза.
1931 г. возвращение в Россию. Вскоре Горький официально становится первым советским писателем. Для проживания писателю и его семье был предоставлен особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве.
1934 г. Горький возглавляет Союз писателей СССР, созданный в том же году.
Горький общался с И. В. Сталиным, вёл с ним переписку. Благодаря Горькому была смягчена политика Сталина в отношении многих деятелей литературы и культуры.
Умер Горький 18 июня 1936 года. 20 июня были пышные похороны; урна с прахом М. Горького захоронена в Кремлёвской стене.
Старуха Изергиль
Жанр и общая характеристика произведения
«Старуха Изергиль» рассказ, состоящий из трёх частей, две из которых легенды о Ларре и Данко обрамляют историю жизни и любви Изергиль. Рассказчица сама старуха Изергиль: она знакомит автора-повествователя (автобиографического героя) с мирами Ларры и Данко, её же история представляет собой композиционный и смысловой центр произведения. Читатель невольно соотносит образы Ларры, Данко и Изергиль. Посмотреть на три истории со стороны, соотнести их помогает нам смена точек зрения: с одной стороны мы видим художественный мир глазами рассказчицы, Изергиль, с другой стороны глазами автора-повествователя. Примечательно, что время действия обеих легенд (о Ларре и Данко) время доисторическое, при этом их воскрешение в памяти старухи сюжетно оправдано: в настоящем мы находим приметы героев это тень Ларры и «голубые искры в степи» искры «гордого сердца» Данко.
Все три истории о человеке, силе его чувств, страстях, о его одиночестве, исключительности, о его гордости, гордыне; и все они о людях по-своему свободных.
Горьковская концепция человека состоит в том, что человек становится смыслом всего, центром всего, ему подвластно многое. И мера свободы человека, которую можно (или нельзя) определить, одна из основных проблем раннего творчества писателя.
Звучание темы свободы и её художественная реализация в отдельных текстах нередко дает право говорить о близости к традициям романтизма таких ранних произведений Горького, как «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».
Действительно, Горький обращается к поэтике романтизма: в рассказах появляются экзотические пейзажи, образы героев, казалось бы, созданы по всем «законам» романтизма двоемирие, непокорность, стремление к свободе, самобытность и неповторимость характеров. Однако это обращение к поэтике романтизма один из способов художественного воплощения и разрешения главной проблемы для писателя, в центре творчества которого человек.
Впрочем, Горький, пришедший в мир и в литературу, «чтобы не соглашаться», был одновременно и реалистом, и романтиком. Так высказался об одном из его ранних рассказов В. Г. Короленко (о «Челкаше»): «Я же говорил Вам, что вы реалист! <> Но в то же время романтик!»
Комментированный пересказ содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Старуха Изергиль предстаёт перед читателем на фоне романтического пейзажа: таинственная ночь «под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», к морю после сбора винограда идут молдаване, мужчины и женщины, «странные и сказочные». «Кто-то играл на скрипке девушка пела мягким контральто, слышался смех» Всё это звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки.
Старуха и повествователь остаются наедине «под густой тенью виноградных лоз <>, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю». Таков портрет самой старухи: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
Отметим, что именно фигура автора-повествователя позволяет читателю сменить точку зрения: он изначально не воспринимается нами как герой, населяющий этот сказочный романтический мир: его отделяет от этого мира хотя бы происхождение он русский. Важно, что волшебная ночь увидена его глазами, им описан пейзаж, портрет старухи, в его словах появляется особая «чрезмерная» живописность языка художественного текста как еще одна примета поэтики романтизма.
Старуха удивляется, почему этот русский не пошел к морю с остальными; «У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны» говорит Изергиль, и, издали разглядев в степи тени, «и одну из них, темней и гуще, чем другие», рассказывает ему «одну из славных сказок, сложённых в степях» легенду о Ларре, который стал тенью и живёт в этом обличии тысячу лет: он был наказан «за гордость».
«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это», начала Изергиль. В «стране большой реки» «жило могучее племя людей». Однажды орёл похитил прекрасную девушку этого племени, её искали, но не смогли найти. Через двадцать лет она вернулась в родную страну с сыном, рождённым от орла. Сын орла был горд и говорил, «как с равными себе», со старейшинами он не был принят племенем. Он возжелал девушку племени, дочь одного из старейшин, обнял её, она же оттолкнула сына орла и тот жестоко убил девушку: «Я убил её потому, мне кажется, что меня оттолкнула она А мне было нужно её».
Долго мудрецы племени думали, как наказать гордеца, и решили дать ему свободу: «Наказание ему в нём самом!». Его нарекли именем Ларра («что значит: отверженный, выкинутый вон»), он, гордый человек, прожил свою жизнь, как хищная птица, находясь в одиночестве и нанося людям вред. На нём бремя бессмертия. Ларра давно превратился в тень, он «все ищет, ходит, ходит» Легенда о Ларре, рассказанная старухой, заканчивается так: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей Вот как был поражен человек за гордость!»
Снова сменяется точка зрения: мы видим старуху глазами повествователя. Ему «стало почему-то страшно жалко её». «Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Романтический герой, которым, безусловно, старуха Изергиль является, цельная личность, герой во многом бескомпромиссный. Так, она рассказывает легенды о Ларре (антиидеале) и Данко (идеале) и те, в свою очередь, тоже представляют собой образы законченные и завершённые, это тоже романтические бескомпромиссные натуры. Лишь в словах автора-повествователя мы можем услышать «боязливую, рабскую ноту» в рассказе старухи: ведь она по-своему горда, и Ларра её отражение.