В 2017 году была опубликована статья О. И. Александровой и О. Н. Ляпаевой23. Она посвящена сундучной росписи села Раскаты, ранее относящегося к Макарьевскому уезду. Роспись пережила расцвет во II половине XX века. Авторы описали ее технологию, проанализировали художественные особенности и попытались выявить значение изображения куста (дерева), к которому постоянно обращались раскатовские мастера. Исследователи справедливо связали его с нижегородской свадебной обрядностью24.
Из новейших работ по истории макарьевского сундука следует указать на две публикации Г. А. Пудова. В 2021 году вышла в свет научная статья, посвященная историографии макарьевского сундука25. Автор вкратце проанализировал основные труды, так или иначе связанные с сундучным производством города Макарьева и его округи. Итогом статьи стало несколько выводов, не потерявших актуальности и сегодня, в частности, о том, что литература по истории макарьевского сундука не соответствует его значению для истории русского народного искусства.
Также в 2021 году опубликована статья, представляющая краткий очерк макарьевского сундучного промысла26. В ней намечены основные этапы истории производства, их особенности, проанализированы конкретные сундучные изделия. При рассмотрении технического и организационного аспектов промысла была взята за основу работа В. М. Федорова. Отличием статьи Г. А. Пудова от других публикаций по истории макарьевского промысла стало то, что сундук рассматривался исключительно как произведение народного искусства, а не как этнографический предмет27.
С производством сундуков в Макарьеве был тесно связан промысел в селе Лысково, которое находилось на другом берегу Волги. Мастера изготавливали замки для макарьевских сундучников, делали цельнометаллические шкатулки-сейфы28. С давних пор между Макарьевым и Лысково существовали отношения притяжения отталкивания. А.C. Гациский писал о Лысково: «давно уже перещеголявшее свой несчастный уездный город Макарьев, убого съежившийся на противоположной луговой стороне Волги и с самого своего дня рождения завистливо поглядывающий и на хлебные амбары лысковские, и на богатые церкви его, и на все мужицкое превосходство перед ним Лыскова»29.
В настоящее время о лысковском промысле существует множество упоминаний в литературе. Однако обобщающего труда, в котором была бы представлена полная картина развития производства, не существует.
Некоторые сведения можно почерпнуть в каталогах и указателях выставок рубежа XIX XX веков. Например, в указателе Всероссийской кустарно-промышленной выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в 1902 году, встречается информация о лысковских мастерах И. П. Ермакове, Ф. А. Пивоварове, В. С. Блинове, Е. И. Тюрине и А. В. Чуркине30. Указаны количество мастеров, сумма годового производства, места сбыта и проч. В частности, об Иване Петровиче Ермакове: «Мещанин. Сундуки. Годовое производство до 5000 рублей. Работает 14 наемных рабочих. Материал приобретает на Нижегородской ярмарке и в Макарьевском лесничестве. Изделия сбывает на Нижегородской ярмарке»31. Примечательны сведения о наградах В. С. Блинова: серебряная (Нижний Новгород, 1896) и бронзовая (Киев, 1897) медали32.
Одной из самых значительных публикаций о «делании» шкатулок в Лысково является раздел в книге М. В. Савельева о металлических промыслах Нижегородской губернии33. Автор обобщил информацию по истории зарождения производства, роли в нем владельца села и приглашенного тульского ремесленника, назвал количество мастеров-шкатулочников, виды их продукции («обыкновенная», «с секретом», «с двойным дном», «обитая внутри материей»), цены на нее. Также М. В. Савельев привел данные о технологии и организации промысла, инструментах мастеров. Интересны его рассуждения о причинах упадка производства. Особого внимания заслуживает замечание исследователя о том, что «окрашивание» шкатулок происходило не в Лысково, а в Макарьеве34. Это приводит к предположению об исключительно тесном взаимодействии мастеров в производстве сундуков и шкатулок. Возможно, следует именовать этот центр «макарьевско-лысковским» (по аналогии с «тагило-невьянским»). В работе М. В. Савельева, как во всех других земских изданиях, основное внимание уделено экономической, организационной и технологической сторонам промысла. Раздел о шкатулках завершен пессимистическим выводом о том, что спасти промысел могло бы только изменение технологии, но для этого нет «ни достаточных капиталов, ни надлежащих сил». Время показало справедливость этих слов исследователя.
Важная информация о лысковских мастерах содержится в названной книге Д. В. Прокопьева35. Исследователь подчеркнул значительную роль металлических произведений Нижнего Тагила в сложении искусства мастеров из Лысково, привел факты о весьма широком распространении макарьевских сундуков с лысковскими замками (встречались даже на границе с Афганистаном), раскрыл особенности декоративного оформления шкатулок36.
В выше рассмотренной работе Л. Ю. Варенцовой приведены ценные сведения о технологии лысковского промысла, об участии местных мастеров в выставках37.
Из последних по времени работ надо назвать следующие. Первая это раздел о нижегородских металлических изделиях в каталоге выставки «Народное искусство Нижегородского края», проходившей в Русском музее в 2017 году38. Вкратце изложена история лысковского промысла, описана шкатулка мастера Ивана Гурьянова (1889), которая была представлена на выставке39. Автор раздела подчеркивал, что между производством сундуков в Макарьеве и металлическим промыслом в Лысково существовала неразрывная связь.
Вторая работа статья М. Н. Косаревой о «персидских» шкатулках, опубликованная в сборнике научных трудов Государственного Эрмитажа40. В публикации речь идет о трех произведениях лысковских мастеров из этой музейной коллекции (Александра Пустобаева, Ивана Гурьянова и неизвестного мастера). Дано краткое описание истории и «промышленности» села, приведен анализ шкатулок как произведений прикладного искусства. В завершении работы автор сделал удачную попытку проследить основные закономерности в конструкции и декоре лысковских шкатулок. Исследователем отмечено: «конструктивные особенности предмета диктовались их функциональным использованием», «выбор орнаментального мотива, его расположение, соотнесение элементов, а также характер колорита несет признаки определенной местной художественной традиции» и «тип декора с некоторой вариативностью передавался из поколения в поколение, становясь определенным каноном для мастеров этого центра»41. Утверждение М. Н. Косаревой, что «в литературе о ремесленниках этого села можно встретить совсем немного сведений»42 не совсем верно. Информацию о мастерах можно нередко найти в различных публикациях. Для примера названный ваше указатель петербургской выставки (1902) и книга краеведа А. Н. Мясниковой под названием «Это знаменитое село Лысково», вышедшая в свет в 2010 году43. Кроме того, вопреки замечанию М. Н. Косаревой, металлические шкатулки делали в Лысково и после I четверти XX века (в частности, произведения артели «Металлист» 1930-х годов). Тем не менее, названные неточности не лишают статью М. Н. Косаревой научной ценности, это значительный вклад в изучение народных промыслов Нижегородской губернии.