Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу МЕТАМаркетинг файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Анна Петухова
МЕТАМаркетинг
О книге
По определению «Майкрософт», метавселенная это цифровое пространство, населённое цифровыми представителями людей и вещей.
По сути, это глобальная онлайн-инфраструктура, которая включает в себя разные 3D-миры. При полной синхронизации к ним одновременно может подключиться множество людей. Первыми протестировали погружение в виртуальную реальность игроки «Роблокс», а чуть позже «Фортнайт». А сейчас, особенно после того, как нас подтолкнули к выходу в онлайн, мы стремимся применять эту технологию в разных областях: в производстве, обучении, медицине, спорте.
Мета это всеобъемлющее, ныне очень часто приводимое слово, означающее обобщённость. Когда мы используем это слово в отношении вселенных (не в космическом смысле, а в смысле неких огромных сообществ), то говорим не только об объединении, но и о взаимодействии.
Мало кто пока понимает все возможности и особенности метавселенных. Чаще всего её видят в деталях, не осознавая всех возможностей. Потребители используют виртуальную и дополненную реальность, реализацию облачных технологий, а также обширные вычислительные мощности квантовых технологий в воплощении «Вайфай-6» и интернета 5G. Но в чём заключается социальная значимость того, что нам предстоит? И вообще, как мы будем жить на грани реальности? Как изменятся наши привычки и будет ли нашему древнему мозгу комфортно существовать в новом состоянии?
А с другой стороны, разве мы уже не используем все эти технологии каждый день? Разве мы не заменили посещения банка использованием онлайн-банкинга? Разве мы не ходим в кино на 3D-фильмы? И разве мы не стремимся к общению в сети? Да. Но теперь всё будет немного иначе. Для похода в банк вы не включите компьютер или смартфон, а наденете шлем виртуальной реальности, Google-очки или нажмёте кнопку на часах виртуальной реальности. Алиса или её будущее подобие спросит, какой личный кабинет вам открыть, и вуаля! вы окажетесь в виртуальном офисе с виртуальным сотрудником банка, который поможет вам оформить карточку и тут же подключит её к виртуальному кошельку. А чтобы вам было что положить в карман, направит к вам дрон с карточкой.
Ощущения от похода в кино и театр немного сблизятся: театр станет иммерсивным, а кино ещё больше задействует все органы чувств и этим будет отличаться от домашнего просмотра скачанных фильмов. Изменится тип взаимодействия со зрителем, постепенно произойдет сдвиг в погружение в эмоции.
А как же общение, просмотр фото, видео и переписка? Всё в порядке: скоро вы в виде своего виртуального аватара сможете посидеть в кафе, ощутив аромат кофе и свежего хлеба, пообщаться голосом, а ваши эмоции продублируются с вашего лица на лицо аватара.
Возможно, всё будет ещё более странно. Помните фильм «Кто подставил кролика Роджера»? Там люди, мультяшки всё перемешано в едином пространстве. Так же как и главный герой, вы могли бы при помощи 3D-камеры или её апгрейда перенестись в отрисованное пространство, где занялись бы своими делами.
Всё, что будет собрано в метавселенных, уже существует, но само по себе, а не в совокупности. Кроме того, мы не пользуемся этими технологиями в большом количестве и это важно. Но что произойдёт с бизнесом, когда он шагнёт в виртуальную реальность? Как отразится на семьях новый уклад, при котором люди станут работать удалённо и постоянно будут находиться дома? К чему придёт человеческая психика, которая будет вынуждена то и дело переключаться, постоянно оценивая, что реально, а что создано при помощи проектора и является объектом дополненной реальности? Ведь с улучшением технологий различия начнут стираться.
А как насчёт восприятия информации? Хватит ли нам оперативной памяти и критического мышления? Или наш рассудок закроется от происходящего с помощью защитной программы наподобие баннерной слепоты? Нейробиологи считают, что население не глупеет просто человеческая психика защищается от лишней информации.
Судите сами: в современных условиях объём информации удваивается примерно раз в два года. Для сравнения: до 2019 года человечество накопило столько данных, сколько оно получило за 20202021 годы. Вы готовы к такой прогрессивной шкале? И это ещё не всё.
Изменилось не только количество информации изменилась методика работы с ней. За долю секунды поисковая система Google способна выделить 1 млн слов и словосочетаний по заданной теме. Так происходит везде: создаются системы и одновременно с этим методы их обхода. Это постоянный процесс, который только ускоряется.
Люди всегда ищут способы оказаться впереди. Наш мир меняется: свежие газеты устаревают уже с утра, эксперты дают комментарии в режиме прямого эфира, и вы можете тут же вступить в дискуссию с ними. Всё можно оспорить, каждый имеет право голоса, и не понятно, как этим управлять.
Только представьте себе глобальность изменений за последние два года! Если мы раньше представить себе не могли, каково это купить виртуальную одежду, то сегодня на рынке, объём которого достигает 31 млрд долларов, по оценке «МакКинзи», её создают более 100 компаний. Прежде было непонятно, как это платить деньги за произведения искусства, которые могут быть показаны только через проектор или компьютер. А сейчас многие молодые коллекционеры радуются, как легко можно менять оформление при помощи проецирования NFT-изображений, купленных по цене античных произведений искусства.
По оценке «Ситибанка», уже к 2030 году объём метавселенной в денежном выражении может достичь 813 трлн долларов. Разброс зависит от того, что включать в это понятие. Для сравнения: сейчас рынок информационных технологий составляет 4,5 трлн долларов.
К росту объёма в 23 раза приведёт создание новых возможностей, а также сгущение сетей и плотность взаимодействия участников рынка. К слову об участниках: в зависимости от того, что мы понимаем под участием, их может быть от 1 млрд, если сужать понятие только до использования виртуальной реальности, до 5 млрд, если говорить в общем о пользователях 5G. Только представьте свободные границы для всех и для всего! В ваш виртуальный продуктовый магазин сможет зайти индус, вы поговорите с ним в онлайн-переводчике, он расплатится биткоинами, а вы отправите ему самолётом или дроном купленный продукт, а может, и иным транспортом. Интересно, как со временем разовьётся транспортная инфраструктура
Предположения ученых о том, с какой скоростью будут распространяться новые технологии, основываются на прошлом опыте внедрения технологий аналогичного масштаба. Например, когда появились смартфоны, в первые несколько лет они составляли только 1/3 от всего объёма мобильных телефонов. Но сегодня важно помнить, что прогресс ускоряется, и рассматривать прошлый опыт уже через эту призму.
Соответственно, если учесть эту статистику и применить её к усреднённой кривой внедрения инноваций, то получается временной промежуток по переходу на метавселенные это 20252030 годы.
Психологи считают, что человечество вступает в эру метавселенной не потому, что мы так решили, взяли и перенеслись, а потому, что оно достигло достаточной эмоциональной зрелости и технической подкованности. Это некое логичное развитие общества, с которым уже согласились лидеры. Разница в том, что мы не просто смотрим контент, а находимся внутри него и можем быть его действующим лицом.
На многие вопросы всё ещё не найдено ответов. Какие роли выпадут всем нам в рамках метавселенной? Кто контролирует вход и нахождение в ней? Как создаётся и распределяется ценность? Где грань реальности и виртуальности?