Рядом была прикреплена табличка с поясняющим текстом, из которого Надежда узнала, что основатель Театра оперетты, известный меценат граф Феликс Костров, беззаветно любил актрису, француженку по происхождению, Софи Верден. Она блистала во всех постановках театра, даже когда по возрасту не подходила на роль, и диктовала театральную политику.
Меценат неоднократно делал актрисе предложение руки и сердца, но та ни в какую не соглашалась, мотивируя это тем, что узы брака помешают ее творческой свободе.
Когда же, на пятом десятке, Софи скончалась от скоротечной чахотки, владелец театра был так безутешен, что не смог смириться со смертью возлюбленной и совершил эксцентричный поступок, который привел в замешательство все петербургское общество.
Прослышав о португальском короле, который после смерти своей фаворитки Инес де Кастро сочетался с ней, мертвой, узами законного брака, короновал труп и приказал всем своим придворным принести ей клятву верности, целуя руку покойницы, граф Костров совершил нечто подобное. Правда, он не стал выкапывать труп возлюбленной и ограничился тем, что заказал ее восковую фигуру, добившись поразительного сходства. Наряжая фигуру в платья покойной, граф усаживал ее в гостиной и проводил вечера в ее обществе, а также раскатывал с ней в карете по городу.
Самое же главное он непременно обсуждал с восковой возлюбленной новые постановки и не принимал в театр ни одной актрисы без ее соизволения.
Родственники мецената пытались через суд доказать, что он сошел с ума, чтобы наложить лапу на его значительное состояние, но Феликс Костров нанял хороших адвокатов и отбился. Адвокаты доказали в суде, что в поведении их подзащитного нет ничего противозаконного или противоестественного, и привели в пример восковую персону императора Петра Великого.
Кроме того, они показали, что все постановки в театре пользовались неизменным успехом, следовательно, советы покойной возлюбленной были здравыми и полезными.
После же смерти графа восковая фигура Софи Верден поступила в качестве экспоната в распоряжение театрального музея, где и находилась по сей день.
Чего только не бывает! проговорила Надежда с чувством. Каждый сходит с ума по-своему!
Тут в соседней комнате раздались приближающиеся шаги и чьи-то негромкие, раздраженные голоса, показавшиеся Надежде Николаевне подозрительными. Она скользнула за портьеру просто так, на всякий случай, и оказалась рядом с восковой актрисой.
Тем временем дверь открылась, и в комнату вошли двое. Женщина, коротко стриженная брюнетка, показалась Надежде смутно знакомой, мужчину она не знала, зато вспомнила его голос, когда он заговорил, гнусавый, как будто простуженный. Это был голос того человека, который хотел подсесть к ней в кафе, где убили фальшивого Квадратова. Того человека, который Надежда в этом не сомневалась украл у нее пакет с дурацкой книгой.
Ну вот, здесь нам никто не помешает! проговорил гнусавый многообещающим тоном.
Не понимаю, чего ты хочешь
Не понимаешь? Ты не сделала того, что тебе поручили! Ты не взяла у него то, зачем пришла!
У него этого не было! Я проверила
Плохо проверила! У него это точно должно было быть!
Не могла же я прямо там, на виду у всех, обыскивать карманы трупа! Мне велели его устранить и я это сделала! отбивалась собеседница гнусавого.
В эту секунду Надежда поняла, где прежде видела эту женщину. Это она явилась в то самое кафе, одетая и загримированная под саму Надежду Николаевну. Парик еще нацепила, зараза такая. Это она убила лже-Квадратова да она только что в этом призналась! Вколола ему какой-то препарат он и окочурился в одночасье.
Нельзя сказать, что Надежда Николаевна была сильно опечалена его смертью, но все же убийца нравилась ей еще меньше.
Сейчас женщина была совсем не похожа на Надежду другая стрижка, другой макияж и заметно худее. Видно, тогда, в кафе, она что-то подложила под одежду. Осознав этот факт, Надежда разозлилась еще больше.
А потом ей стало страшно, очень страшно Если эти люди ее здесь найдут, то непременно тоже убьют, ведь она свидетель, а свидетели, как известно, живут недолго
Дернувшись, Надежда Николаевна случайно задела кресло восковой актрисы, и то предательски скрипнуло.
Ты слышал? насторожилась женщина. Здесь кто-то есть!
Да никого здесь нет! раздраженно проговорил мужчина. Кто здесь может быть?
Но я что-то слышала! не сдавалась его собеседница.
Она шагнула к портьере и отдернула ее.
Надежда в самый последний момент успела юркнуть за кресло и скорчиться там с удивившей ее саму ловкостью. Ногу, которая не уместилась за креслом, она прикрыла пышной шелковой юбкой актрисы.
Ну, видишь? проговорил гнусавый. Никого нет, кроме этой восковой бабы! Наверное, тебе послышалось!
У меня прекрасный слух!
Ну, тогда, может, это мыши. Или крысы. Они здесь наверняка есть, среди этого старья
Женщины вздрогнула:
Ты это нарочно? Ты же знаешь, как я не терплю мышей, а уж тем более крыс! Пойдем уже отсюда!
Крыс боишься? злорадно прогнусавил мужчина. Это еще семечки, вот посмотрим, что скажет Мессир, когда узнает, как ты облажалась. Нужно было сначала забрать у этого лоха ту вещь, а потом уж убивать. Поспешила ты, дорогуша
Иди к черту!
Продолжая переругиваться, криминальная парочка вышла из комнаты.
Надежда на всякий случай немного выждала, а потом выбралась из-за кресла, обернулась к восковой фигуре и вежливо поблагодарила ее за предоставленное убежище. Показалось ей или нет, что восковая персона благосклонно кивнула?..
От всех переживаний Надежде Николаевне срочно понадобилось в туалет, и она решила пересидеть там до выхода Алки. Впрочем, беседовать с подругой в буфете ей уже расхотелось, да и вообще следовало уносить отсюда ноги поскорее, пока те двое ее не узнали.
А вот интересно, что они тут делают? Но об этом после. А сейчас надо послать Алке сообщение, что она не может остаться, и уйти. Потом поговорят.
Телефон, как всегда, завалился на самое дно сумки. Надежда достала косметичку, накрасила губы, причесалась и долго репетировала в зеркале безразличное выражение лица.
Наконец убрала косметичку в сумку, достала было телефон, но тут ей под руку попался номерок прозрачный пластмассовый кругляшок бледно-зеленого цвета. Странно, вроде бы когда она сдала пальто, то положила его вот в этот маленький карманчик Ну да, он там и лежал.
Надежда в полном изумлении уставилась на два одинаковых номерка у нее на ладони.
Только головокружительными событиями последних дней, да еще убийством, которое произошло буквально у нее на глазах, можно было объяснить то, что она не сразу сообразила, в чем дело.
Сейчас Надежда Николаевна вспомнила, что подобрала номерок в кафе, где убили лже-Квадратова, он выпал у него из кармана. Уж не его ли искала убийца?
«Вот так, господа хорошие, злорадно подумала Надежда, нужно было повнимательнее смотреть».
Сверху на номерке стояли две буквы: ТО, а внизу цифры: 68. Ну точно, тот самый номерок, что она подобрала в кафе. А вот и другой, который ей выдали на пальто.
Значит, ТО это Театр оперетты.
И что теперь делать?..
Надежда осторожно выглянула из туалета, и, к счастью, услышала шум, приглушенный говор и звук отодвигаемых стульев. Очередной доклад закончился, и публика высыпала в коридор. Надежда Николаевна решительно вошла в зал и дернула Алку за рукав, пока ее не перехватил еще кто-нибудь из знакомых.
Алла Владимировна! Сквозь толпу к ним уже пробивался один такой усатый и мордатый тип.
Ты мне нужна, прошипела Надежда, избавься от него хоть на время.