Да, в Гекате, как в большинстве богов языческого мира, не было однозначности все боги далекого прошлого имели человеческие черты характера и могли проявить и гнев, и ревность, и прочие аспекты тьмы.
Образ Гекаты начал приобретать темные черты еще в дохристианском мире это было связано с популярностью культов Афродиты, Артемиды, Афины. Геката потихонечку обретала «низкую частотность», ассоциировалась с хтонью и тьмой. Это естественный закон эгрегориальной энергетики как только появляется новый доминирующий эгрегор, все ранее популярные эгрегоры обретают темные и чаще всего именно хтонические черты. Гекаты опасаются именно из-за этих хтонических мотивов ее связи с подземным миром, забывая о том, что изначально образ этой богини был несколько иным.
Гекате в Европе поклонялись на протяжении трех тысячелетий, ее образ в течение этого времени трансформировался, но внимания в него было влито очень много, так что и до сих пор это мощнейший эгрегор, которым не стоит пренебрегать любому магу.
Забавно, что в самых ранних упоминаниях Геката обладала чертами, которые в современном мире отсылают скорее к Тьме, хаосу и страху. Сейчас ее образ связывают с собаками и волками, а когда-то Геката ассоциировалась скорее со змеями. В «Халдейских оракулах» к ней, например, применятся эпитет «обвитая змеями». В греко-римской Гекате ничего змеиного не было, а в более древних источниках постоянно встречаются такие отсылки. Ее называют и змеевласой, и даже иногда змееногой, о ней рассказывают как о той, что держит в руках змей.
Это интересный момент: наверняка вам приходилось видеть изображение загадочной археологической находки древнюю богиню, держащую в обеих руках по пучку змей. Относятся эти артефакты к крито-минойской цивилизации, датируются приблизительно 1600 годом до н. э. Таких статуэток всего две, обе найдены на Крите в 1903 году сэром Артуром Эвансом. Самое интересное совершенно неясно, что это за богини. Не существовало в ту эпоху богинь, которых описывали бы так. Но совершенно очевидно, что речь идет о некоей выраженной женской энергии (обе статуэтки изображают женщин с очень пышной грудью), властвующей над змеями.
Замечу, что змею можно интерпретировать не напрямую, а как символ. И тут мы с вами обратимся к Востоку. Змея символ кундалини, энергии, спящей в основании позвоночника каждого человека. Если некто занимается духовными практиками, его кундалини просыпается и медленно ползет вверх. Согласно древним ведическим и тантрическим текстам, при этом человек, разбудивший змею, сталкивается с массой спецэффектов от неприятных до божественно прекрасных. В качестве побочного эффекта человек в итоге получает набор сверхвозможностей (вплоть до левитации).
Если перевести все это обратно на язык западной магии, то получится, что работа с кундалини есть магическое посвящение. Но ведь и Геката великий посвятитель. Та, что властвует над змеями, может помочь взять власть над своим внутренним змеем энергией, которая, утончаясь, превращает своего покорителя в сверхчеловека.
Обычно у каждого божества (демона, духа, ангела) есть своя сфера компетенций. Магический канал это совокупность энергетических потенциалов, и если посмотреть на каждый канал с прикладной стороны, то они покажутся похожими на узкие коридоры.
У Гекаты же очень широкий диапазон влияния она про все. Про магию в принципе. Про любой магический ритуал. Про содействие магу.
Недаром в Средние века именно Гекате поклонялись западноевропейские ведьмы и колдуны, именно эта богиня была выбрана как символ магии как таковой.
Геката как привратник
Однако самый главный аспект Гекаты привратнический. Это ключница, которая находится между мирами и решает, кому дать доступ пройти дальше, а кого остановить на пороге. И это богиня, которая защищает людей, переходящих границы. Магия это серьезное нарушение границ. Маг работает за границами сознания и восприятия, отчасти за границами привычных представлений о мире. Такая защита ему, мягко говоря, не помешает.
Первый выход за пределы это магическое посвящение, поэтому именно Геката отвечает за колдовские инициации, именно к ней обращаются, чтобы переход был мягким и не таким опасным, как это было принято во все времена.
Гекату часто изображают с ключом. На алтаре Гекаты часто можно увидеть ключ как символ тех возможностей, которые она может дать магу. Ключ это ведь, по сути, разрешение на проникновение.
Где есть ключ, там найдешь и замок. Геката охраняет особенную дверь дверь в тонкие миры. У этой двери две основные функции защиты (например, маги стремятся к тому, чтобы слышать и понимать мертвых, но большинству людей, мягко говоря, не понравится такой опыт) и доступа. Дверь это относительно безопасный переход из одного состояния в другое.
Не стоит думать, что дверь, охраняемую Гекатой, просто открыть. Богиня дарует свои серебряные ключи лишь избранным.
Всегда считалось, что прикосновение к тайне для большинства людей будет разрушительным и опасным. Именно поэтому магия открывается лишь тем, чье сознание для этого готово. Во всех иных случаях срабатывает защитный механизм ваше тело само бережет вас от травмирующего опыта, которым магия может стать для неподготовленной души.
Есть в мировой культуре и другие боги-ключники. Очень похож на Гекату Папа Легба, один из центральных персонажей гаитянской традиции вуду. Он тоже привратник, тоже сторожит ворота, разделяющие миры. Любая церемония общения с богами на Гаити начинается с обращения к Папе Легба.
В традиции даже популярны двухкомнатные храмы преддверье с отдельным, посвященным Папе Легбе, алтарем и основная комната для общения с выбранным Лоа.
Между прочим, некоторые практики западной магии переняли этот опыт. Мне приходилось и видеть, и самой создавать двухкомпонентные ритуальные комнаты. Первая комната всегда про Гекату.
Кстати, бывает и такое, что Легба или Геката не дают допуск на дальнейшую работу. Тонко чувствующий практик после обращения к ним словно натыкается на незримую стену. И тогда основной ритуал приходится отменить, как бы хорошо он ни был подготовлен.
Если дальше проводить параллели между Гекатой и Папой Легба они оба являются психопомпами, то есть проводниками душ.
Создавая свою систему аналитической психологии, Карл Густав Юнг опирался на мифологию и магию это ни для кого не секрет. Любопытно, что психопомпом Юнг называл психический фактор, который помогает коммуницировать сознательному и бессознательному. Фактически он писал о внутренней Гекате.
Если говорить об архетипах, то психопомп обычно представляется в виде мудреца третьего возраста белобородого старца или сгорбленной старухи с отражением Бездны в глазах. Также, по мнению Юнга, к территории психопомпа относится сказочный образ Серого Волка.
И снова совпадение Гекату чаще всего изображают в окружении волков и псов.
А ведь волк с точки зрения восприятия этого образа современным европейцем тоже про посвящение и переход.
В сказке волк переносит героев в запредельный мир не всех, конечно, а тех, кого посчитает достойными. Путешествие с волком это обычно испытание, сравнимое с магическим посвящением.
Сказочный волк может и съесть персонажа, но обычно такой сюжет заканчивается не уничтожением, а перерождением героя. В утробе волка, словно в алхимической реторте, герой переформулируется. И возвращается в мир усиленным.