Но бывает, что несмотря на переговоры с самим собой, желание опубликовать экспертную книгу оказывается слабее, чем новая идея, курс или писательский марафон. Вероятно, внутренняя мотивация ослабла. И тогда вполне возможно прибегнуть к внешним факторам.
Дарья Дивеева, автор романа «Тень огня», писала: «Первую книгу мне помогли дописать, как ни странно, военные действия. Дописала с 24 февраля по 20 марта 2022. Я думала, что мы все умрем, и быстро закончила, чтобы оставить свой след в этом мире. Внешний дедлайн, короче!»
Это, конечно, крайние меры. Я расскажу про более мягкие способы внешней мотивации. Такие как: вовлечение друзей, декларация, посты для подписчиков, публикация черновика на площадках самиздата, совместные коворкинги и Мастер-майнды.
Все они рассчитаны на ваше окружение: когда вы даете обещание прилюдно, то становится стыдно его нарушать. Либо же вы вовлекаетесь в поток, как в случае с коворкингом и созвонами в Писательском Мастер-майнде, и вам хочется писать.
«Что это она смогла, а я хуже?» порой такие мысли помогают двигаться дальше.
Итак, основные шаги, которые нужно сделать на пути к завершению своей книги.
Определитесь с объёмом работы. Что сделано, а что осталось?
Выделите время и «согласуйте» его с вдохновением.
Настройтесь, что дописывать текст книги и редактировать его можно легко.
Расскажите о том, что вы близитесь к финишу, и попросите у друзей поддержки.
Найдите соратников в команде писателей.
Определите свой ритм и формат создания книги.
Опубликуйте свою книгу на любой площадке Самиздат.
Расслабьтесь.
Отметьте рождение своей «прелести».
С чего начать/продолжить?
Первое, что я рекомендую сделать, если черновик «залежался» или если вы теряетесь и не знаете, с чего начать заполнить этот опросник. Я даю его новым участникам Писательского мастер-майнда. Он помогает привести мысли в порядок и снова запустить механизм писательского поезда. Особенно после того, как вы вдоволь поэмоционируете по поводу причин «захоронения» черновика и будете готовы приступить к книге.
Задание. Возьмите свой блокнот и ответьте на вопросы.
1. Сколько знаков написано? Есть ли план по количеству знаков?
2. Есть ли название у книги?
3. Сделана ли обложка? Если нет, то планируете сами делать или заказывать у художника?
4. Планируете ли отдавать на вычитку бета-ридерам?
5. Редактуру/корректуру сами делаете или заказываете?
6. Какова наполненность глав? Аннотация, введение, заключение есть/нет?
7. Планируете печатную версию?
8. Сколько времени черновик лежал без вашего внимания?
9. Это первая книга или нет?
Теперь внимание! Ответ «не знаю, ещё не определился/лась» на некоторые вопросы вполне возможен.
Основная задача посмотреть на состояние книги. Если вам захочется что-то дописать, скорректировать, исправить пожалуйста, делайте. Но главное спокойно ознакомьтесь с масштабом работы. И только после того, как ответите на все вопросы, продолжайте читать эту книгу.
Ответили? Прекрасно!
Сейчас пройдёмся по всем вопросам, и я объясню, что делать с ответами.
1. Количество знаков с пробелами
Некоторые писатели ставят себе план по количеству знаков. Моё отношение к этому весьма неоднозначное. На мой взгляд, гораздо важнее, раскрыта тема или нет.
Но бывает, что у человека есть мечта: написать большую книгу, страниц эдак на 300. И тогда процесс завершения, действительно, может затянуться. Ерунду-то писать в книге не хочется, а так сразу шедевр на три сотни страниц не рождается. Поэтому если вы из числа таких писателей наберитесь терпения.
Если же вы хотите печатный вариант, то каждое издательство устанавливает свой минимальный объём. Так что тут имеет смысл посмотреть на количество знаков. А при самостоятельной печати можно не обращать внимания на объём книги вы же сами себе издатель.
И, наконец, если ваша цель электронная книга, завершённая по смыслу, то на количество знаков можно ориентироваться чисто условно. Я рекомендую это делать, чтобы отслеживать динамику процесса.
2. Название один из важных моментов в книге
Это первое, что видит читатель. Именно на основании названия он решает, будет ли знакомиться с книгой или нет. При создании названия я настоятельно рекомендую запрашивать обратную связь у других людей. Даже если у вас очень сильная внутренняя мотивация, и вы можете дописать книгу самостоятельно, не прибегая к помощи и поддержке друзей. Но в случае с названием книги обязательно проведите опрос:
Как читается ваше название?
Заинтересовало ли оно?
Соответствует ли содержанию вашей книги?
3. Обложка книги
Здесь такие же рекомендации, как и с названием. По мнению многих людей, книгу продаёт именно обложка. Поэтому лучше закажите обложку у художника-иллюстратора, особенно если вы не визуал. Сейчас можно найти качественные работы по очень доступным ценам. Если же вы уверены в своих графических способностях, то обязательно запросите обратную связь, как обложка выглядит со стороны.
Ещё один момент. Обычно, когда обложка создана, она так радует писателя, что помогает двигаться к финалу. Получается дополнительный стимул: яркий и осязаемый. Сделайте обложку в 3D, напечатайте её на цветном принтере. Повесьте этот листок с обложкой на видное место или поставьте заставку на экран компьютера она точно будет вас дополнительно вдохновлять.
4. Бета-ридеры
Это не редакторы и не корректоры, а простые читатели. Ими могут стать ваши друзья, а могут быть совершенно незнакомые люди. Они в целом смотрят на книгу: как она воспринимается, насколько интересно читать. И оставляют свою обратную связь: понятно не понятно, логично не логично.
Однозначно рекомендую. Желательно выбирать людей, отличающихся по характеру, опыту и мировосприятию. К примеру, когда я отдавала на вычитку свою первую книгу «Материнство от ада до умиления», то бета-ридеры подобрались абсолютно разные. У одной не было детей, вторая мама одного ребёнка, третья мама двоих. Но были отрывки, в которых они, не сговариваясь, сказали одно и тоже: непонятно. Это помогло мне по-другому, более доступно для понимания, выразить свою мысль.
Если вы дописываете первую книгу, то найдите лояльного, но объективного бета-ридера. Мягкая и поддерживающая обратная связь даст больший стимул работать.
5. Редактура и корректура
Здесь речь идёт о профессиональных редакторах и корректорах, которые помогают править текст, просматривая каждое предложение. У меня нет однозначных рекомендаций по поводу их необходимости. Во-первых, всё зависит от ваших финансовых возможностей. Редактура удовольствие недешёвое. А во-вторых, от вашего опыта и собственной грамотности. Если вы филолог, журналист или блогер, который уже много лет пишет посты в соцсетях, перечитывая каждый из них и обращая внимания на формулировки, то вы вполне можете обойтись без редактора.
Но если вы пишете экспертную книгу, которой планируете зарабатывать деньги, и не уверены в своих редакторско-корректорских способностях, то лучше обратиться к профессионалу.
Кстати, если вы планируете услуги бета-ридера и редактора, то дописывать и править книгу можете параллельно. И тогда редактор вам точно будет «помогать» дописывать её. В его интересах получить итоговый вариант, и он поторопит вас, создавая дополнительный дедлайн. В этом случае я рекомендую делать работу параллельно: написали первые пару глав отдайте на вычитку редактору. Пока он правит, вы напишете ещё две главы. Так и дело будет двигаться быстрее.
Корректору отдаёте книгу в самую последнюю очередь после всех правок и изменений. Если захочется что-то вставить после него, то придётся снова показывать изменения редактору.