33
Инв. М 4.
34
См., например: Голыбина Н. В. Кузнечных дел мастера// Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея/ сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1981, С. 11, 14; Богуславская И. Я. Народное искусство. Путеводитель/ Альманах. Вып. 177. СПб.: Palace Editions, 2007, С.8; Пудов Г. А. Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст// Вестник культуры и искусств. 2020. 2 (62). С. 73.
35
Савваитов П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1896, С. 104.
36
Словарь русского языка XIXVII вв./ гл. ред. Ф. П. Филин. Вып. 15. М.: Наука, 1989, С. 245.
37
Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVIIXVIII веков в собрании Исторического музея. М.: ГИМ, 2018. (Золотой фонд Исторического музея). С. 17.
38
Забелин И. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Материалы. Том III. М.: Языки славянской культуры, 2003 (материалы к тому II). С. 768.
39
Как в подголовниках из коллекций ГИАХМЗ «Александровская слобода» (инв. Д 1479) и ГРЯАХМЗ (инв. Д-1249).
40
Например, из коллекции ГИМ (инв. ГИМ 43803/ДIV-61).
41
Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. 4. М., 1893, стб. 112.
42
Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича [исследование и прил. текст] / сост. Г. Б. Курц. Киев, 1915 (Сборник студенческого историко-этнографического кружка при Императорском Университете св. Владимира под руководством профессора М. В. Довнар-Запольского. Вып. 6). С. 114.
43
Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа / авт. послесл. С. О. Шмидт. М.: Просвещение, 1996, С. 42, 307. И. Е. Забелин, ссылаясь на работу польского ученого Матвея Меховского (1457 1523), писал, что подголовники «были в большом употреблении у новгородских богатых купцов, которые прятали в них серебро, золото и все драгоценные вещи и ставили эти сундуки, черепаховидной формы, вблизи стола, вероятно, в переднем углу по иконами» (Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. М.: Книга, 1990,С. 207 208).
44
КП 1580, акт 1516.
45
АГЭ, ф. 1, оп. 9, д.37, л.34.
46
АГЭ, ф. 1, оп.9, д.33, л.257.
47
Размеры: 34х55х42.
48
Использование слюды характерно для северного сундучного центра. В соседних странах, например, Швеции, слюда при изготовлении сундуков и шкатулок не употреблялась. Благодарю за содействие сотрудника музея г. Кальмар (Швеция) Ханну Вильгельмссон.
49
В качестве примера можно привести предмет из КБИАХМЗ, на который нанесены инициалы и дата создания: 1771 год (инв. Д-118).
50
«Отличительными особенностями холмогорских изделий были деревянная основа, выполненная, как правило, из дуба; выступающая крышка у сундуков-ящиков и подголовков, снабженная ступенчатым карнизом, и такой же уступ-карниз у дна; подкладка под железную обивку шкур нерпы или моржа; отсутствие на поверхности деревянной основы росписи травами, птицами, плодами; многообразие видов и сочетаний железной оковки, квадратные или прямоугольные накладки на ключевое отверстие» (Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989. М.: Наука, 1990, С. 357.
51
Там же. С. 353 355.
52
Холмогоры и Великий Устюг были тесно связаны друг с другом в области сундучного производства. Есть сведения, что холмогорские ларцы, наряду со слюдой и слюдяными окончинами, в значительном количестве поступали в Устюг именно из Холмогор, которые среди других северных городов являлись наиболее важным пунктом для устюгской торговли (Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). М.: изд-во АН СССР, 1960, С. 233).
53
Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Указ. соч., С. 358.
54
Инв. 3972-д.
55
Размеры: 14,5х16,0х9,5.
56
Инв. W.801911. Размеры: высота 36 см., ширина 63 см., глубина 47 см. Подобные произведения см., например, в книге J. Fiske: (Fiske J. When oak was new. English furniture& daily life 1530 1700. Ipswich, Massachusetts: The Belmont press, 2013, p. 47 48).
57
См. воспр: Kunst- und Antiquitätenauktion 25./26. September 2003. Stuttgarter Auktionshaus dr. Fritz Nagel. Katalog. Deizisau: Druck Schefenacker, 1999, Farbtafel 1689, 1694; Brandt G. Bauernkunst in Schleswig-Holstein. Hausrat und Wohnraum in alter Zeit. Berlin und Leipzig: Verl. für Wissenschaft, 19??, S. 20, 23. См. также памятник из коллекции Будапештского музея прикладного искусства: 62.180.1 (https://collections.imm.hu/gyujtemeny/stationery-casket-un-kalamaris-lada/22733).
58
Хранится в Будапештском музее прикладного искусства, инв. 18830 (https://collections.imm.hu/gyujtemeny/stationery-casket/22820). Датируется I половиной XVI века.
59
Инв. NF. 19231729.
60
Такая форма сундучных изделий была распространена не только в Англии, Германии, Италии и Норвегии, но и во многих других странах Европы. См, например, многочисленные шведские образцы (Knutsson J., Warberg U.-K. När färgen kom till byn, målade allmogemöbler från norr till söder 17501850. Stockholm: Bokförlaget Signum, 2014, s.42; из коллекции музея Эстергётланда (г. Линчёпинг), инв. OM. A.003115, OM. A.001437; музея округа Евлеборг (г. Евле), инв. XLM.02363). Были проанализированы только наиболее показательные в художественном отношении памятники.
61
См., например: Накашидзе Н. Т. Русско-английские отношения во второй половине XVI в. Тбилиси: изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1955; Шаскольский И. П. Экономические связи России с Данией и Норвегией в IX XVII вв.// Исторические связи Скандинавии и России (IX XX вв.). Сб. статей. Л.: Наука, 1970, С. 51 57; он же. Русская морская торговля на Балтике в XVII в. (Торговля со Швецией) / РАН, Ин-т рос. истории СПб.: Наука, 1994; Некрасов Г. А. Тысяча лет русско-шведско-финских культурных связей IXXVIII вв. М.: Наука, 1993; Шрадер Т. А. С торгом в Норвегу (Поморская торговля как фактор взаимовлияния культур) // Скандинавские чтения 2008 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. Сборник статей. СПб.: МАЭ РАН, 2010, С. 256 273; она же. Взаимовлияние культур русских и норвежцев в период поморской торговли (XVIIIXIX вв.) // Кунсткамера. 3 (9). 2020. С. 141 147, и др. работы.
62
Пудов Г. А. Русско-шведские художественные связи в сундучном производстве // Двенадцатые Татищевские чтения: всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург, 1920 ноября 2019 г.): материалы / отв. ред. И. В. Побережников. Екатеринбург: Квадрат, 2020, С. 290295.
63
Добрынкин Н. Г. Сто лет назад и теперь. Статистическое описание Муромского уезда. Владимир: тип. Губ. земского правления, С. 68.
64
Там же. С. 59.
65
Там же. С. 60.
66
Помыслы о вачских промыслах: промыслы и ремесла Нижегородской области/ [Фонд развития нар. худож. промыслов Нижегор. обл.]; под ред. Ф. Г. Лепеева. Нижний Новгород: Литера, 2014, С. 104 111.
67
Пудов Г. А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX I половина XX века). СПб.: Специальная литература, 2017.
68
Пудов Г. А. О производстве сундуков в Муромском уезде Владимирской губернии (послереволюционный период) // Наше Ополье. Краеведческий сборник. 2018. 2 (23). С. 1926.
69
Памятная книжка Владимирской губернии. Владимир: тип. Губ. правления, 1825, С. 328, 336, 340.
70
«Вязала» мастер, который делал сундучные «ящики» («белье»).
71
А. С. П. Артель кустарей сундучников в Муромском уезде// Владимирская газета. 1902. 20. С. 3.
72
Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Том I. Муромский уезд. Вып. III. Промыслы крестьянского населения./ Оценочно-экономическое отделение Владимирской губернской земской управы. Владимир на Клязьме: типо-лит. губ. зем. управы, 1913, С. 27.