Из истории русского сундучного промысла (XVIII – XX вв.). Сборник научных статей - Пудов Глеб страница 5.

Шрифт
Фон

У итальянского «подголовника», в отличие от английского и немецкого, изнутри нет полочек и отделений58. Хотя соединение стенок подобно  в «ласточкин хвост». Вертикальные стенки покрыты кожей с нанесенным на нее в технике тиснения орнаментом. Он состоит из изображений льва, листьев и плодов. Кроме того, на лицевой стенке  два медальона с портретами (плохо сохранились). На наклонной крышке орнамента нет  на ней, вероятно, писали, т.е. внешняя сторона крышки представляла рабочую поверхность. Внутренняя часть изделия окрашена в зеленый и красный цвета. «Подголовник» имеет накладку для ключей в форме сердца. Небольшие выступы днища и крышки, а также четкая симметричность орнамента придают лучшую читаемость форме изделия.

В Норвегии подобные «подголовники» («skrin») часто украшались росписью. Изделие из Норвежского музея истории культуры59 датируется 1852 годом. На лицевой стороне  надпись, указывающая на владельца сундука. Все поверхности, кроме оборотной, расписаны: на голубом фоне представлены изображении цветов и прихотливо извивающихся завитков. Края сундука выделены полосами красного цвета, маскирующими соединение стенок «в ласточкин хвост» и одновременно создающие подобие рамок для живописных композиций. Часто подобные норвежские «подголовники» декорировались резьбой, состоящей из геометрических мотивов. Последние иногда окрашивались в контрастные тона. Тем не менее, и расписные изделия, и сундуки, украшенные резьбой, в большинстве случаев укреплялись железными полосами и имели металлические пластины, которые защищали отверстие для ключа60.

Таким образом, «подголовники», которые в странах Европы назывались по-разному, делались на протяжении длительного времени (в статье приведены памятники XVI  XIX веков). Конструкция их была почти одинакова, основное отличие заключалось в декоре  его технике, материалах и орнаментальных мотивах.

Наличие близких аналогий среди европейских сундучных изделий подголовнику из ОНИ ГРМ вполне закономерно  между Россией и европейскими странами существовали многовековые связи61. Они нашли проявление во многих областях культуры, в том числе и в сундучном производстве62. Форма и конструкция русских подголовников, вероятнее всего, была заимствована. Особенности же декоративного оформления находятся в рамках отечественных художественных традиций. Мастера умело использовали наработки европейских ремесленников. Русские подголовники, в т.ч. и предмет из коллекции ОНИ ГРМ, находятся в общем контексте европейского сундучного производства. «Пересаженные» на русскую «почву», русские изделия приобрели значительные отличия от «оригиналов», закономерно встали в ряд отечественных изделий. Таким образом, не форма и конструкция этого вида изделий претерпевали изменения в зависимости от места и времени производства, а предназначение и декоративное оформление. И произведение из коллекции отдела народного искусства  яркий образец, иллюстрирующий эти процессы.


Опубликовано: О сундуке-подголовнике (1750) из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»/ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова.  МГХПА, 2022.  2, часть 2.  С. 169  178.

Варежская волость  центр сундучного производства Владимирской губернии (конец XIX  I четверть XX века)

Варежская волость находилась на северо-востоке Муромского уезда Владимирской губернии. С севера волость омывалась Окой, на востоке граничила с Горбатовским уездом Нижегородской губернии, на юге  с Арефинской, на западе  с Загаринской волостями. Центром волости было село Вареж. В 1924 году Варежскую волость объединили с Арефинской и Загаринской, а в 1929 году уезд преобразовали в Муромский округ Нижегородской области.

С давних пор в Варежской волости развивались кустарные промыслы, среди наиболее заметных назывались изготовление стальных ножей, вилок, замков, пошив шапок и кожаной обуви, а также торговля хлебом. И все же самым значительным промыслом был сундучный. Известный исследователь кустарной промышленности Муромского уезда Николай Гаврилович Добрынкин (1835  1902) писал: «В числе занятий жителей Варежской волости главное место принадлежит, независимо от сельского хозяйства, изготовлению деревянных укладок-сундуков, которыми занято 7 селений, с 19 заведениями для них»63, про деревню Криуши он указывал: «Не прерывая земледелия, жители работают сундуки в своих домах и в особом заведении, в двух кузницах куют оковки для укладок и сундуков»64, и, наконец, про Лохани: «рядом с хлебопашеством у крестьян ведется сундучное ремесло, для чего в деревне имеется пять заведений»65. Надо отметить, что Н. Г. Добрынкин, труды которого не потеряли актуальности и сегодня, упоминал существование сундучного промысла почти в каждой деревне Варежской волости.

Здесь находились не только мелкие домашние мастерские, но и крупные сундучные заведения. Среди них особо выделялись «фабрики» А. И. Желтикова (год основания 1875, д. Криуша), Я. Г. Моренова (1894 или 1895, с. Бангино или Бобынино), И. П. Разсадина (1881, д. Бужерово), С. В. Рудакова (1896, д. Кошкино, рис.1), Н. С. Тебекиной (д. Соловьево), А. С. Ягунова (1875 или 1880, д. Бангино), а также Н. В. Маркова (1880, с. Лохани) и Е. Н. Малышева (1896, с. Вареж). Эти мастерские сбывали свою продукцию на Нижегородской ярмарке, с которой муромский сундучный промысел имел самые тесные связи, и по заказам в разные губернии России, порой весьма отдаленные. Заведение Надежды Семеновны Тебекиной, например, имело торговые отношения с купцами, жившими в станицах юга России, Архангельске, Кашине, а также в Тифлисе и Бухаре (ил.7). Надо подчеркнуть, что по масштабам производства некоторые варежские «фабрики» мало уступали мощным уральским мануфактурам.


Ил. 7. Клеймо сундучного заведения Н. С. Тебекиной.


Многим из названных мастерских посвящены специальные научные статьи, в которых определены масштабы производства, количество мастеров, основные направления деятельности. Этого же нельзя сказать о последних двух из перечисленных заведений  Н. В. Маркова и Е. Н. Малышева. А между тем, их история заслуживает специального рассмотрения  они также сыграли заметную роль в истории сундучного промысла Варежской волости и, шире, Владимирской губернии.

После революции 1917 года местные сундучные «фабрики» были преобразованы в артели. До сих пор постреволюционный период сундучного производства в Варежской волости почти не привлекал внимание исследователей. В книге «Помыслы о вачских промыслах», вышедшей в свет в 2014 году, есть упоминания о частных сундучных заведениях Варежской волости и послереволюционных артелях. Однако речь идет, в основном, о чулковской артели «Приокский прогресс»66. Может сложиться впечатление, что лишь Чулково и округа были основным местом производства сундуков в Муромском уезде, но это не соответствует действительности. Также следует назвать монографию автора настоящей статьи67, однако в ней сундучный промысел Муромского уезда рассматривался в целом, поэтому не было возможности сосредоточить внимание конкретно на Варежской волости. То же самое надо отметить касательно научной статьи того же автора, посвященной послереволюционному времени в истории муромского сундучного дела. Она была опубликована в краеведческом сборнике «Наше Ополье» в 2018 году68.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке