Изменилась и структура учреждения. Как главный стоматолог Минздрава Александр Гришин сумел доказать, что стационар необходимо перевести в РКБ, чтобы стоматологи могли работать в тесном взаимодействии с челюстно-лицевыми хирургами, что чаще всего необходимо при травмах, и другими смежными специалистами. В эти годы создаётся организационно-методический кабинет для оказания методической помощи стоматологическим учреждениям республики. Активно развивается сеть стоматологической помощи, особенно в нефтяных районах республики и в стремительно растущих Набережных Челнах и Нижнекамске.
С тростью и бабочкой
Став главврачом и отвечая за всю стоматологическую помощь в республике, Александр Гришин умудрялся отдавать искусству много внимания, времени и сил.
Михаил Рокицкий, член-корреспондент РАМН, завкафедрой детской хирургии КГМУ, депутат Государственной Думы РФ:
«По окончании института Саша создал группу «Представители медицинской общественности». К вопросам искусства он подходил гораздо серьёзней меня. Мне было достаточно сочинить стишок, а он, даже если это была не постановка чеховских миниатюр, а просто капустник для кого-то из друзей, всегда требовал репетиций, чтобы актёры знали текст. Моя жена Вера часто с ним выступала, но когда она пела по бумажке, совершенно искренне возмущался. Не было случая, чтобы он опоздал на репетицию. Саша, как правило, представал в образе Бубы из Одессы в канотье, с тросточкой. Он прекрасно танцевал, пел, доставляя удовольствие и другим, и себе. Притом, что характер у него был непростой: кто-то хорошо сказал, что он был добрый, но свирепый. Во имя грядущего творения он мог и наорать на человека. Но в его устах это было не обидно, даже мат звучал иронически, не пошло. Когда он умер, я написал в память о нём песню:
Вадим Кешнер, актёр Казанского русского театра им. Качалова, народный артист России:
«Всё начиналось с Клуба медработников на углу Маяковского и Бутлерова. Там мы впервые с Санечкой встретились в 1959 году, и там началось настоящее творчество. Он создал коллектив единомышленников той группы крови, к которой сам принадлежал, говоря медицинским языком. Причём это было на два шажка раньше, чем СТЭМ, раньше, чем КВН. Надо отметить, что вкус у него был безукоризненный. Его репризы, его выступления, его ведение концертов были настолько индивидуальными, эмоциональными, интеллигентно вкусными, что это не могло не подкупать. И никакой пошлости, подачи на ха-ха. Он обладал необыкновенным тембром голоса, очень выразительным. И, конечно, энергетика, желание самовыражения, самовыявления он не мог не заразить этим своих соратников. Как великолепно было вечное соревнование КАИ и мединститута! И невероятно несправедливый ранний его уход я считаю, что этот человек был запрограммирован и заделан на больший срок и на дальнейшие свершения».
1978 год. Париж. В туристической поездке по Франции
ЖИЗНЬ И ШОУ
Роза Богоудинова: «Когда я пришла на «Профессор-шоу» в оперный театр (это были уже 90-е годы), они вышли на сцену Гришин, Шер, ещё кто-то из стоматологов и из зала раздался голос: «Вот стоматологи стоят, как зуб не вырвешь так и их!» Это, конечно, было
явление в городе. Как это было остроумно и талантливо! Это было высокоинтеллектуальное представление. Просто так сидеть и хихикать с ними не получилось бы. В их интермедиях, сценках, песнях, шаржах была мысль, и зрителю надо было думать. И я порой недоумевала, как же это всё в них совмещается? Только что на сцене человек пел, танцевал, играл на гитаре и вот он уже с портфелем идёт на работу, будет лечить, учить, руководить. Наверно, это определялось глубиной их понимания, они не считали, что это как-то повредит их авторитету или статусу. Им было интересно так жить».
Когда-то великий Вильям Шекспир отметил, что весь мир театр, а люди в нём актёры. Фразу эту знают все, а иллюстрировал её всей своей жизнью Александр Александрович Гришин. В его жизни всё было артистично студенчество, строительство, дружеские вечеринки и научные конференции, поездки в районы, где его все обожали, или хождение по высоким инстанциям, где его привечали не меньше. И только он мог бы сказать, каким был жанр его жизни музыкальной комедией или оптимистической трагедией. Одно жаль нет в жизни репетиций, всё, что происходит, это раз и навсегда.
Николай Медведев. Путь к сердцу7
Он создал казанскую школу кардиохирургии. Надо было обладать большой смелостью, жизнелюбием и сочувствием к страданиям пациентов, чтобы в 60-е годы начать оперировать на сердце.
Становление
Судьба будущего хирурга складывалась трудно. Дед и отец его считались зажиточными крестьянами, хотя всё нажили только своим трудом. Николай закончил начальную школу в 1931 году, но дальше образование продолжить не смог детей кулаков не брали в школу рабочей молодёжи. Спасаясь от репрессий и высылки в Сибирь, семья переехала в Ульяновск к тётке, а затем в Баку. Впоследствии образование удалось продолжить и даже поступить в Казанский авиационный техникум. Но авиазавод был режимным предприятием, куда социально чуждых не принимали, поэтому после третьего курса техникума юноше посоветовали поступать в медицинский институт. Война застала Николая Медведева студентом четвёртого курса лечебного факультета, после ускоренного выпуска он был призван в армию и направлен на работу в эвакогоспиталь 4492 Казани ординатором-хирургом.
Вот как сам Николай Петрович описывает военные годы в своей книге «Путь к сердцу»: «В Казани все школы в короткий срок были приспособлены под госпитали с операционными, перевязочными, санпропускниками. В монастыре бывшие монашеские кельи превратили в палаты. Среди врачей были педиатры, терапевты, гинекологи, фтизиатры. Но ни одного хирурга оперировать некому. Приходится удивляться, что на хирургию и ныне отводится мало часов. Видимо, учебную программу составляет тот, кто не видел в жизни войны. Наш госпиталь обслуживал раненных в грудь. Оперировали в сутки до 20 человек, в основном удаляли пули и осколки гранат. Очень уставали, но молодость брала своё, после короткой передышки снова брались за скальпель».
В госпиталь приходил консультировать профессор Б. Г. Герцберг. Молодой хирург ему понравился, и он сразу же дал ему научную тему по лечению ран, что вылилось в первые публикации. А после войны профессор пригласил Николая Медведева ассистентом к себе на кафедру общей хирургии. И только в 1946 году выяснилось, что преподавать Медведев не имеет права, так как диплома мединститута так и не получил. Ректор настаивал на увольнении, но Герцберг встал стеной за своего ассистента, пригрозив, что тоже напишет заявление об уходе. Остановились на варианте срочной сдачи экзаменов за полный курс мединститута экстерном.
В 1959 году Николай Петрович защитил докторскую диссертацию под руководством А. Д. Адо и Г. В. Выгодчикова на стыке иммунологии и патофизиологии в эксперименте и клинике изучал реактивность организма при стафилококковой инфекции. После утверждения диссертации был приглашён на заведование кафедрой общей хирургии в Саратов. В 1961 году после смерти И. В. Домрачева вернулся в Казань, где по конкурсу занял кафедру хирургических болезней 2 КГМИ.
Николай Петрович был хорошим преподавателем, читал лекции неторопливо, обстоятельно, чтобы все успели записать ведь учебных пособий было мало. Как председатель комиссии на госэкзаменах был в меру строг. Его любили студенты и особенно студентки. Доброжелательность, жизнелюбие и природное чувство юмора притягивали к нему людей. А жизненных историй и анекдотов он знал столько, что мог «разбудить» любую аудиторию или дружескую вечеринку.