Я как-то не смотрел на всё это с таких позиций. Очень интересно. Задумчиво произнёс Аркадий.
Ну конечно не смотрели, потому что вас учили иначе. Персонаж Конан Дойля кажется очень умным, а интеллектуальный жанр детектива это подчёркивает. Когда я читал детективы, то не мог понять, почему у меня внутренний диссонанс. Если у вас есть время, я хочу Вам показать, как происходит подмена причин и следствий, и почему человек не может увидеть реальность. Вы не против моего небольшого рассказа? Илья улыбнулся, а Аркадий кивнул в ответ.
Нет не против, мне интересна ваша точка зрения.
Тогда продолжу с вашего позволения. Вы можете взять самые популярные детективы и внимательно посмотреть их. Вы удивитесь и выявите одну закономерность. Очень серьёзные люди говорят о серьёзных вещах используя умные термины, но как ни странно во всех разнообразных ситуациях, которые нам может преподнести жизнь, оказывается всё очень банально. Например, возьмём детектив Агаты Кристи «Пуаро». Вы вообще задумывались, для чего показывают столько сериалов такого типа? На протяжении многих серий нас убеждают о том, что в 90% случаев в убийстве есть мотив. Этот мотив деньги. Посмотрите, что происходит. Нам навязывают стереотип поведения. Убийство следствие. Мотив причина. Причина деньги. Используя вышеперечисленный алгоритм влияния на сознание, у человека закрепляется определённый алгоритм действий, мышления и реакций. Например, следователь никогда не раскроет убийство, если причина оного лежит в другой сфере. Он просто не сможет подумать в данном направлении, так как у него сформированы иные нейронные связи, а сформировать новые он не может в силу того, что активные нейроны просто «съедают» весь потенциал мышления. Фильм учит направлять внимание на определённые объекты. И если у вас заложена такая программа, то на остальные детали вы просто не обратите внимания, так как они для вас перестают существовать.
Приведу простой пример реального преступления. Ограбление квартиры на майские праздники. Но хозяева обнаружили это только в будний день после праздника, так как задержались на один день и приехали в середине буднего дня. Милиция делает всё по инструкции, опрашивает соседей, хотят вызвать кинолога, но видя, что окно в квартире открыто, делают вывод о том, что кинолог не нужен, так как запах, скорее всего выветрился, так как ограбление было на праздники, а в будни никто бы на ограбление не пошёл, учитывая, что бабушка всегда дома. Но на праздники и в будний день на улице была температура около ноля градусов, а в квартире тепло, даже душно. Если бы прошёл хотя бы час с открытым окном, то в квартире было бы как минимум свежо. Но следователь не вызывает кинологов, так как считает, что этого не может быть и ограбление могло произойти только на праздники. Грабитель преспокойно уходит с нажитым добром. Этот пример хорошо говорит о том, как работают структуры, созданные каким-либо опытом. Будь то виртуальный опыт от просмотра кино или реальный. В любом случае, если конечно следователь не в доле с грабителем, преступник не пойман, хотя реальная возможность раскрыть преступление просто была упущена. И это произошло не по вине следователя, так как он просто не представляет механизмов образования памяти. В фильмах даются целые инструкции того почему, что да как.
Приведу ещё пример. Характер ран на теле убитого говорит о том, что они нанесены правой рукой. Это означает что убийца правша. И теперь следствие будет подозревать всех, кто владеет правой рукой. Но так ли это на самом деле? А если человек владеет одинаково хорошо обеими руками? Такая подача информации сужает круг восприятия человеком реальности. Или другой пример. Произошло ограбление. Грабитель получил наводку. Это всегда знакомый человек так или иначе связанный с потерпевшим. Кто-то, где-то, что-то услышал или увидел. И ага! Созрел план грабежа. Вновь мотив! Деньги или материальные ценности! Так подумают 90% людей. А знаете почему? Потому, что они это где-то уже видели или слышали. У них уже есть опыт. Просто мозг человека ищет всё, что ему знакомо о данной ситуации. Но стоит грабителю выйти за рамки этих рассуждений и его (грабителя) поймать будет невозможно. Это очень удобно для тех, кто не хочет, чтобы другие смогли видеть полную картину происходящего.
На таких простых примерах очень хорошо видны причины и следствия. Такие причины и следствия формируются в структурах нашего мозга при просмотре фильмов. Если захотеть манипулировать человеком в каком-либо направлении, или увести его сознание по ложному следу, то сделать это с помощью кинематографа становится очень легко. Схема такова. Первое. Следствие это какое-то событие, оно может быть ложным или нет. Второе. События, которые привели к данному следствию. Третье. Причина. Меняя одну из трёх составляющих данной схемы или все сразу, можно закладывать нужные реакции человека на данные пункты.
Очень познавательно, я это учту в своей работе. Аркадий был смущён.
Он знал Илью, как начитанного человека с широким кругозором. Однако, следователь открыл для себя совершенно нового соседа, кругозор коего простирался не только на сферу жилищно-коммунального хозяйства, но и далеко за её пределы.
Как ваше отчество Илья? Извините, я забыл, хоть и писал в повестке.
Не страшно, я понимаю, у Вас много посетителей. Васильевич.
Ну что же, я думаю, что получил очень исчерпывающий ответ. Прошу прощения, если доставил Вам хлопоты.
Манера разговора у Аркадия была очень интересной. Он не позволял себе резких эмоциональных вспышек и иногда говорил, как бы на старинный лад, почти на распев. Илья и сам очень любил употреблять старые слова. Он считал, что богатство языка, на котором говорит человек, стимулирует мышление, а оно, в свою очередь, напрямую зависит от того, насколько сложна и богата родная речь.
Илья встал, кивнул головой соглашаясь с Аркадием и направился к выходу.
Глава 2
Вечер был не таким заманчивым по сравнению с утром. Резко похолодало, но на маленькой кухне было очень уютно. И погрузившись в размышления, Илья допивал свой вечерний чай. Часы показывали 23:00, когда раздался дверной звонок. На пороге стоял Аркадий Алексеевич Манов. Он сразу же попросил прощения:
Прошу прощения за столь поздний визит, но боюсь, что у меня не так много времени было днём, чтобы поговорить с вами. Да и сделать я это хотел неофициально. Если позволите я войду.
Илья сделал приглашающий жест, достал гостевые тапочки и предложил пройти в свой кабинет. Его холостяцкая жизнь позволяла содержать маленькую двухкомнатную квартиру с высокими потолками в идеальной и педантичной манере. Он любил порядок и всё всегда стояло на своих местах. Одна комната служила спальней, а другая рабочим кабинетом, который одновременно совмещал в себе библиотеку и гостиную. Илья считал, что комната отдыха не должна напоминать о работе. Нужно давать себе в меру расслабиться. Посреди комнаты стояли два мягких кресла, а пред ними, деревянный журнальный столик со стеклянной столешницей.
Илья захватил с собой заварной чайник, две кружки, сахар и остатки самодельного пирога. Расположил это всё на столике, пока Аркадий мялся, рассматривая книги на полках и предложил присесть. Видя, что Илье такой визит ни чуточки не помешал, Аркадий расслабился и глотнул чаю.
Я вот к Вам по какому поводу. Вы очень впечатлили меня сегодня. Мне нужен свежий взгляд на это происшествие. На убийство Олега Генадьевича Порошина. Такое его имя по паспорту, найденному при нём.