Мир вам. Спасибо, что приютили, сказал Самир. Простите, но вы кто?
Сторож, ответил старик. Так, давай сначала ты, младший Не бойся меня Немного пожжет, но воистину Аллах с терпеливыми
Он провел губкой по лицу Ильяса, и тот сморщился, но не издал ни звука.
Если вы думаете, что Пророк Мухаммад, да ниспошлет ему Аллах благословение и мир, был врагом христиан, то вы ошибаетесь, проговорил старик, осматривая голову Ильяса. Мать же Исы упомянута в Писании не один раз: Вспомни также ту, которая соблюла целомудрие лона своего, произведя дитя на свет. Вдохнули Мы в нее от Духа Нашего, и она, и сын ее стали знамением по воле Нашей для обитателей миров И еще Целая сура «Марйам» Так, а ну-ка не вертись!
Самир заморгал.
Такого просто не могло быть! Чтобы в священной книге мусульман упоминалась Пресвятая Дева! Это обман!
Но как же так? не выдержал, спросил. Почему тогда всё ну, так, как есть?
Ильяс пискнул, когда губка, смоченная в отваре трав, коснулась ободранного локтя. Снаружи грохнуло, пол затрясся, колыхнулся полог на двери, но в следующий момент бушующая там какофония отдалилась, словно уменьшили громкость на колоссальном телевизоре.
Вы думаете, что ислам это ненависть к иноверцам, жестокость и фанатизм, старик вздохнул. Увы, многие, кто именуют себя правоверными, тоже полагают так. Воистину дерево аз-Заккум еда для грешника, забурлит оно в животах их, словно металл жидкий, будто кипяток жгучий.
А что же тогда такое ислам? спросил Самир.
Ислам это вверение себя Аллаху, единственному, кому нет причины. Мусульманин тот, кто полностью, целиком вверил себя Аллаху.
Говорил сторож чисто и гладко, как по писаному, словно тот же отец Григорий, и это выглядело странным: слишком мудрено для простого человека, и в то же время трудно представить, что спрятал их от бомб ученый богослов.
Самир нахмурился, рука его потянулась к мочке уха, он дернул за нее раз, другой. Ильяс, с ранами которого было покончено, с облегчением вздохнул и, откинувшись, прислонился к стене.
Но мы же тоже предаем себя Господу, сказал Самир.
Только ли ему? Старик обмакнул губку в плошку, подкрутил фитиль лампы. Давай, показывай руки. Вы делите Всевышнего на три части, равняете с ним Марйам. Господь же миров един, и не имеет ни состава, ни частей, ни качеств, ибо всякая составная сущность является зависимой и нуждающейся, а множественность невозможна без различения частей, а различение ведет к утрате совершенства, а то, что не имеет совершенства, по сути своей зависимо
Речь его журчала подобно воде, словно благословенная дождевая влага, падающая с неба, и Самир почти не ощущал легких прикосновений к рукам и лицу там, где сегодня и несколько дней назад он заработал шишки и ссадины, содрал кожу. Чувствовалось лишь слабое жжение, да лез в ноздри запах трав, такой сильный, словно они росли и цвели, и рассеивали пыльцу прямо тут, в мечети, на ковре, как теперь он мог видеть, старом и вытертом, с орнаментом из золотых и зеленых нитей.
Вместе с болью от ушибов и царапин уходила и та, что поселилась внутри в день смерти матери, словно губка в морщинистых руках омывала и душу.
Мусульманин тот, кто произносит с полной верой и пониманием, продолжал старик. Он Аллах Единый, Аллах ни в чем не нуждающийся. Не родил он и не был рожден, и нет никого, равного Ему. Он един в господстве, един в творении, един в поклонении, в повелении и решении, в страхе и боязни, в царстве и владении, в пропитании и полагании, действии и обращении.
Голова у Самира шла кругом, Ильяс сидел у стены тихо, словно мышь, почуявшая кота, только моргал.
Так, а теперь колено, сказал старик, откладывая губку. А ну, сними штаны. Воистину, Аллах с терпеливыми. Как сказал Повелитель Верующих, да будет доволен им Аллах: «и поистине, Досточтимый и Достославный Однозначный, нельзя разделить его ни в сущности, ни в разуме, ни в воображении».
Холодные сильные пальцы ощупали колено Самира, и тот замер, готовясь к еще большей боли. Но старик дернул, что-то хрустнуло, горячая волна плеснула на лодыжку и на бедро, словно всю ногу облили кипятком, а в следующий момент неприятные ощущения исчезли.
Ну как, лучше? спросил старик.
Да прошептал Самир. Спасибо
За стенами мечети по-прежнему падали бомбы; самолеты, прилетевшие с запада, рвали небо; дома рушились, чтобы погрести под собой хозяев, но он ощущал себя в безопасности. Голова продолжала кружиться, но иначе, легко и свободно, словно он избавился от тяжкого груза, от застарелой боли.
Пророк Мухаммад, ниспошлет ему Аллах благословение и мир, упомянут в Библии, проговорил старик, улыбаясь. Евангелие от Иоанна, глава пятнадцатая: «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовеки. Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать обо мне».
Я помню эти слова, сказал Ильяс. Отец Григорий, он
А почему это про Мухаммада? перебил его Самир.
Утешитель по-гречески Параклет. Это искаженное Переклетос «хвалимый». Мухаммад тоже «хвалимый».
Самир нахмурился: если в Библии говорится о Мухаммаде, а в Коране упомянута Пресвятая Дева, не значит ли это, что не так уж велика разница между двумя верами? Почему же тогда люди одной считают людей другой дьяволами, ненавидят друг друга и убивают? Отчего одни боятся дышать, а другие находят силы воевать, не боятся называть врагов врагами и мстить им?
Но только помрачнением, тяжестью пережитого в последние дни, жаждой мести за родных, болью душевной и телесной можно объяснить то, что он спросил:
А как стать мусульманином?
Самир испугался слов, вылетевших из его рта, принялся торопливо натягивать штаны. Ильяс пискнул что-то, снаружи донесся приглушенный расстоянием взрыв, а старик улыбнулся.
Он уселся на ковер, скрестив ноги, огладил бороду и только затем ответил:
Очень просто. Достаточно в присутствии двух свидетелей, уважаемых мужей, произнести шахаду, свидетельство веры: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад Пророк Его». Только сказать это нужно с искренней убежденностью, довериться Всевышнему всем сердцем
Но Самир уже не слушал.
Так легко? Никаких обрядов, крещения или жертвоприношения? Ничего?
И всех, кто это сделал, называют «дети Аллаха»?
Глаза старика сузились, он тяжело вздохнул.
Нет, это имя опасно близко к многобожию, и те, кто его приняли, ходят по краю. Тот единственный, кто делает вещи существующими, никогда не называл себя Отцом. Слишком много в этом человеческого, а Он неизмеримо выше нас Безумие, почти самообожествление, рискованная вещь претендовать на какое-то родство с Ним. Вспомним, как сам Он сказал: «Не присуще Богу детей иметь. Пречист Он от этого».
Но начал Самир.
Да, я знаю, о ком ты говоришь. Увешанные оружием типы из Белого квартала. Можно ли назвать их истинными мусульманами? Старик развел руками. Я не знаю. Когда-то давно их предки пошли за аль-Мухтаром ибн Абу Убайдом ас-Сакафи, признали имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии, сына Льва Аллаха от ханафитки, и за прошедшие века они отклонились от сунны очень
Ильяс сонно моргнул, голова его начала клониться на грудь, Самир удержал зевок и сделал вид, что внимательно слушает: ничего занимательного в древних именах нет, но вежливый гость всегда изобразит, что ему интересен рассказ хозяина, даже если сам умирает со скуки.
Кажется, там все заканчивается, сказал старик. Сидите пока тут, я посмотрю. Хвала Аллаху
Он поднялся и ушел в темноту.
Ты что, собрался стать мусульманином? испуганно прошептал Ильяс. Свихнулся?
Не говори глупостей, огрызнулся Самир. Просто спросил.
Он отвернулся, делая вид, что прислушивается к творящемуся снаружи: взрывов больше не было, грохот стих, долетали лишь далекие сирены то ли пожарных, то ли скорой помощи.