Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность - Идрисов Хусейн

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Хусейн Идрисов

Отдельные вопросы мусульманской системы права: фикх, частные правоотношения, ответственность

Предисловие к третьему изданию

Светлой памяти моей тети

Йокхи (Сайдалиевой Петимат)

и моего студента,

односельчанина, брата по вере

Дени Даудова,

покинувших этот мир

по воле Всемогущего Аллаха в один год,

посвящается


<> Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам <>.

Священный Коран, Сура 5, аят 3


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!


С момента выхода в печать первого издания данной книги прошло не так уж много времени. Однако, с тех пор произошло немало событий, повлиявших на мою жизнь и на содержание данной работы, к сожалению, и грустных тоже. В частности, покинули этот мир по воле Всемогущего Аллаха ряд близких мне людей, в том числе и моя тетя Йокха (Петимат) (да смилуется Всевышний Аллах над всеми ними и над нами тоже), которая начала прочтение данной книги (первое издание), но, к сожалению, не закончила ее. Смерть неминуема для всех нас в любое время, в любом месте и в любом состоянии. Ибо как приводится в Священном Писании (смысловой перевод):

«Каждая душа вкусит смерть <> » 1.

Кроме того, за последнее время по теме проводимого исследования мною были проанализированы ряд других работ из сферы фикха и мусульманского права. И особенно, среди таких источников и их авторов стоит выделить такого выдающегося исследователя современности как шейх Мухаммад Таки Усмани, из-под пера которого вышли, среди прочих, такие замечательные работы, как «Корановедение» и «Власть Сунны» (обе в пер. на русс. яз.).

В данном издании книги я ушел от свойственного мне применения иллюстративного материала, исходя из того, что я в большей степени был сосредоточен на содержательной части исследования в плане обращения к большему количеству источников и необходимости внесения поправок, исправления опечаток и неточностей, допущенных в первом издании книги.

Итак, Ислам, как религия мира, религия правоверных мусульман, основывается на вероубеждении и признании людьми Единого Творца всего сущего Аллаха, а также принятии и исполнении норм, установленных в Священном Писании Коране, как в отношениях между Всевышним Аллахом и его созданиями, так и относительно взаимоотношений между людьми в исламской умме (социуме). Таким образом, Ислам это, прежде всего, покорность Аллаху.

Общественные отношения с самых ранних этапов зарождения социума нуждались в своем регулировании. Впоследствии, в процессе усложнения этих отношений и появления все новых сфер взаимодействия людей между собой, эта проблема стала носить еще более острый характер. Учитывая такие обстоятельства, зная природу своих творений людей, Всемогущим Аллахом на протяжении всей истории человечества ниспосылались священные книги, а также проводники данных книг посланники и пророки, на которых лежала миссия донесения до людей мудрости Всевышнего Аллаха, Его закона и завета. Как известно, последней из таких священных книг Всевышнего Аллаха является Священный Коран, а последним из Посланников и Пророков печать Посланников и Пророков Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предводитель последней уммы мусульман.

Вместе с тем люди никогда не оставляли попыток изобретения «собственного» механизма регулирования отношений, складывающихся между ними в социуме, который, в свою очередь, подразумевал бы функционирование этой социальной системы на основе норм и правил, обеспечивающих правопорядок. Сферами, где данный механизм получил свое воплощение, является публичное и частное право. Это все справедливо, когда речь идет о позитивном праве, представление о котором существует в западноевропейской правовой мысли (в англо-саксонской и романо-германской системах права).

При этом, среди современных мировых систем права довольно заметно выделяется мусульманская система права, которая основана на главных его источниках Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Священный Коран является основным и «верным руководством» в жизни правоверных мусульман, в том числе и в вопросах права, обыденной жизни, межличностных взаимоотношений, и других сторон человеческого бытия, религиозного отправления. Более того, эти правила жизнеустройства людей, их уклада даны Всевышним Аллахом именно посредством Священного Корана, как основного источника регулирования отношений в мусульманском обществе (умме), их не нужно каким-либо образом «изобретать» и (или) «легализовывать» в обществе государством в виде законов. Другими словами, в отличие от позитивного западноевропейского права, мусульманское право основано не на законах, установленных государством, обществом, а на законе Всевышнего Аллаха.

Специфика мусульманской системы права состоит в том, что оно своим стержнем, фундаментом имеет религиозную составляющую. Однако данная специфика сопряжена и с различного рода трудностями в адаптации к современным представлениям о праве в мировой правовой мысли (речь идет преимущественно о понимании позитивного права в западноевропейской правовой мысли), нормах поведения, реализации мер наказания.

Одним из институтов права, правовым инструментом регулирования общественных отношений является и юридическая ответственность. Другими словами, юридическая ответственность, наряду с другими составляющими, является необходимым элементом в механизме регулирования общественных отношений с точки зрения позитивного права.

Вопросы ответственности всегда востребованы, особенно при нынешнем состоянии общества, в котором в последнее время все в большей степени проявляется негативный фактор девиантного поведения. В связи с чем, на сегодняшний день система государственно-правового регулирования вопросов юридической ответственности в большей степени ориентирована на карательно-воспитательную ее роль, нежели на проспективную, позитивную ее составляющую. И это представляется большой проблемой для современного этапа развития западноевропейских обществ и государств.

Вместе с тем, несмотря на большое различие мусульманской системы права от западноевропейских правовых систем, существуют и элементы, объединяющие их подходы, в частности, в вопросах частноправовой ответственности. Таковыми, в частности, являются: принцип свободы договора, принцип добросовестности и принцип запрета причинения убытков стороне правоотношений. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав, и при исполнении обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать по доброй воле, добросовестно и избегать причинения друг другу вреда. Принципы добросовестности, свободы договора и запрета причинения вреда находят свое выражение в частном праве как западноевропейских правовых систем, так и в мусульманской системе права. Соблюдение данных принципов, приверженность им в гражданском обороте подразумевает поведение субъекта в русле норм права. Нарушение же их предполагает реализацию комплекса мер ответственности. Правовым фундаментом формирования стабильных отношений имущественного характера является, в том числе, законодательно (либо на основе религиозных норм) установленная ответственность каждого субъекта гражданского оборота.

Привлечение к ответственности лиц, нарушивших нормы права, является эффективным «рычагом» регулирования соответствующей сферы общественных отношений и обеспечения имущественных, и личных неимущественных интересов субъектов частных правоотношений, гарантий их защиты.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке