«Что же нужно найти в этой квартире, о чем писала Зорина?» размышлял ученый.
Пройдя по коридору в другое помещение, он увидел внушительную по площади комнату. Два дивана работы старинных мастеров, выполненные в одном стиле, поражали воображение. Массивный журнальный стол из красного дерева стоял перед одним из диванов. На противоположной стороне, выделяясь своими стеклянными ящиками, возвышалась длинная стенка из красного дерева. На многочисленных полках были размещены книги, фамилии авторов которых Илья еще никогда не слышал в своей жизни.
«Ничего себе, Ленинская библиотека!» рассматривая темные от времени корешки фолиантов, размышлял мужчина.
Единственное, что выделялось из атмосферы прошлого века, это телевизор с плоским экраном, висевший на кронштейне в углу комнаты.
«Что же я должен здесь увидеть? Какая подсказка? Куда смотреть?» крутились мысли в голове молодого собственника.
Рассматривая через стекло книги, мужчина увидел ожидаемую подсказку, которая явственно указывала на тайник. К корешку одной из них была приклеена крохотная бумажка белого цвета. Открыв стекло, Илья потянул книгу на себя, пытаясь достать ее, но создавалось впечатление, что ее, кто-то невидимый держал. Через секунду раздался металлический лязг, и средняя секция чуть подалась вперед, образуя щель. Внезапно, Востриков почувствовал слабое дуновение ветра из-за стенки и, потянув на себя стеллаж, увидел перед собой металлическую лестницу, уходящую вниз.
«Не может быть! Вот она, дверь в кладовую с сокровищами!» задохнувшись от прилива чувств, чуть не воскликнул он. Илья готов был прыгать от радости, осознавая, что уже скоро найдет клад.
Глава 4. Дверь в 1937 год
Скинув с плеч ветровку, Илья остался в клетчатой рубашке и серых свободных брюках. Осторожно протискиваясь в открывшийся проход, он очутился на винтовой металлической лестнице, которая уходила далеко вниз. Справа в стене была выемка и что-то лежало. Протянув руку, Илья ощутил металлический корпус плоского фонаря, какие были в моде в прошлом веке. Фонарь был нажимного действия, без батарейки. Сжимая и разжимая кистью рычаг на его корпусе, маленькая лампочка, выдавая слабый поток света, внезапно прорезала пространство рядом с ним.
«Вечный фонарик, и батареек к нему не нужно, только мускульная сила!» разглядывая корпус, про себя заметил Востриков.
Мужчину охватило радостное и в тоже время волнительное чувство приключений. Это было, как в детстве, когда они с ребятами забрались в старый трехэтажный дом, подлежащий сносу. Блуждая по оставленным квартирам, ребята, хвастаясь друг перед другом, находили то оставленную на подоконнике пепельницу, то старую ложку на полу или книги.
Что будет сейчас, Илья не знал. Выдохнув воздух, он смело шагнул на железные ступеньки винтовой лестницы. Проходя следующий пролет, Востриков, услышал мужские и женские голоса, раздающиеся, где-то рядом. А еще, сразу же запахло свежим хлебом и колбасой. Понимая, что это продуктовый магазин на первом этаже дома, он двинулся дальше. Теперь была только тишина и неприятный запах канализации, где-то за стеной.
«Может, это подвал под домом?» сразу подумал мужчина.
Лестница все дальше уходила вниз. Наконец она закончилась, и ученый спустился на пол. Точнее под ногами была спрессованная глина. Маленькое помещение не больше шести квадратных метров, больше походило на какой-то шлюз. Прямо перед ученым была металлическая дверь с замком.
Что-то подобное, Востриков видел в российском художественном фильме, где главный герой попадает в прошлое, выходя из какого-то шлюза под домом.
«Да, нет! Это же был фильм, а здесь просто металлическая дверь, подумал Востриков, разглядывая замочную скважину. Ключ к замку должен быть сувальным!» эхом пронеслась в голове мысль.
Вытянув из кармана брюк связку из трех ключей, Илья попробовал вставить второй ключ на связке. Странное дело, но ключ с длинной ножкой и гребенкой на конце идеально вошел в замок. По всему получалось, что научный сотрудник был близок к разгадке подарка графини. С замиранием сердца повернув ключ два раза влево, Илья услышал характерный металлический звук замка. Через мгновение дверь чуть приоткрылась наружу. Руки мужчины в одну секунду стали липкими от пота.
Одной рукой раскрывая дверь, второй, он освещал пространство перед собой. Теперь перед Востриковым был узкий тоннель, где с трудом могли разминуться два человека. Кирпичная кладка из красного кирпича ровными рядами поднималась от глиняного пола до потолка, а потом, образуя арку, уходила на другую стену. Подобный тоннель Илья видел в подвале старой церкви, где проходили археологические раскопки, куда его с несколькими ребятами направили от кружка юного археолога в помощь.
Единственным отличием этого тоннеля, в котором сейчас стоял Илья, было то, что по обеим стенам на высоте глаз человека проходила электрическая проводка, и находились светильники. Это были прозрачные, закрытые стеклянным колпаком, светильники с одной лампочкой. Видимо, светом и самой электрической линией давно не пользовались. Черная проводка теперь визуально превратилась в серую. Толщиной примерно в один сантиметр, пыль покрывала все плафоны.
Поискав лучом света по стене, мужчина увидел черный круглый выключатель с поворотной ручкой.
«Неужели свет будет, и это все работает? поворачивая ручку выключателя, думал Востриков. Но свет так и не включился. Жаль, а так хотелось все посмотреть при освещении», с грустью подумал исследователь.
Размышляя на эту тему, мужчина вдруг закричал: «Эврика!»
«Каждая линия относилась к какому-нибудь щитку с рубильником, и нужно было только его найти! Скорей всего это, где-то рядом!» размышлял исследователь.
Илья решил вернуться в шлюз, откуда вышел. Пройдя несколько шагов, он вновь очутился в маленькой комнате с лестницей, ведущей наверх.
Теперь внимательно осматривая стены, мужчина увидел заветный металлический ящик с массивным рубильником. Мысленно перекрестившись, Илья рывком поднял ручку вверх. Короткая искра пробежала по контактам. Тоннель моментально озарился множеством пыльных фонарей на стенах. Закрыв железную дверь ключом, научный сотрудник двинулся вперед.
Вдалеке показалась еще одна дверь, но уже деревянная и без замка. Приоткрыв ее чуть-чуть, Илья, как партизан, сначала просунул только голову. Впереди был еще один тоннель, но уже с бетонированными полами. Странное дело, но в этом тоннеле горел свет от таких же светильников в закрытом исполнении. И еще, было ощущение обустроенности, порядка и чистоты. Светильники оказались без пыли.
Проходя по коридору, с правой стороны в стене, мужчина увидел еще одну деревянную дверь. Она была чуть приоткрыта, и оттуда доносились отдаленные мужские голоса. Любопытство овладело молодым человеком. Прильнув к щелке в двери, Востриков увидел небольшую квадратную комнату без окон. В торце ее за столом, оббитым зеленой материей, сидел мужчина средних лет в форме сотрудника НКВД. Красивая нашивка на рукаве указывала на это страшное ведомство. Перед ним на табурете с поникшей головой сидел еще один военный. Лица его не было видно, только спину. Этот грустный эпизод очень напомнил Илье фильм про репрессии перед войной и сотрудников НКВД, пытающих своих жертв.
Рядом с мужчиной, сидевшим на табурете, стоял здоровенный детина в расстегнутой солдатской гимнастерке и галифе. Обтирая испачканные кровью кулаки белым вафельным полотенцем, он с готовностью смотрел на офицера за столом.