Буддист в русской деревне. Из цикла «Рассказы в стиле Дзен» - Михаил Карусаттва страница 2.

Шрифт
Фон

С точки зрения буддизма  мысль о смерти связана с острым ощущением своего эго. Что есть эго? Это осознание собственной отдельности от вселенной. Мол, я вот такая личность, такая индивидуальность. И вот эта личность очень не хочет помирать. Ей невыносимо осознавать, что вот такого Меня больше не будет. И чем раздутее наша личность, чем раздутее наше эго, тем сложнее примириться со своим дальнейшим вечным отсутствием.

Но единственный способ, считают буддисты, примириться со своей смертностью  это перестать отождествлять себя с чем-то отдельным.

Животные, например, вряд ли ощущают себя отдельными существами. Возьмём мой любимый пример, когда антилопа убегает ото льва. Она убегает потому, что у неё срабатывают естественные механизмы самосохранения. Но при этом она не думает о смерти. Она не думает так: «Этот лев хочет меня съесть, и тогда для меня наступит вечная пустота». Она просто убегает, и всё. И если ей удаётся спастись, она не думает так: «Фух! Поживу ещё немного!» Она просто продолжает заниматься своими антилопьими антилопичьими  фиг знает, как правильно  делами, не осознавая своей смертности. Иными словами  для животных вообще не существует смерти. Они умирают, разумеется, но они умирают лишь с точки зрения человека. В реальности они лишь переходят от одной сущности к другой.

Животные не осознают себя как личности. Антилопа не думает: «Я антилопа по имени Грация, у меня есть жилплощадь в африканской саванне, я достигла таких-то успехов в своей жизни». Поэтому животным совершенно чужда мысль, что их не станет как личности.

Здесь  кстати говоря  мои убеждения несколько расходятся с буддийскими. Буддисты всё же считают мир животных одним из неблагополучных миров. Мол, животные проживают всю жизнь в страданиях, в адской погоне за пропитанием. Так то оно так. Но в действительности ли они так уж от этого страдают? Ведь другой жизни они не знают. У них нет возможности сравнивать, как у человека: «Вот у соседа дом больше. А вот в соседней стране зарплаты выше» Страдания ведь возникают из мысли, что где-то существует жизнь лучше. Поэтому тот факт, что якобы жизнь животных полна страданий,  это, на мой взгляд, притянутая за уши теория. Они страдают только с точки зрения человека. Человек смотрит на животное и думает, что оно страдает намного больше, чем человек. Может, человеку просто нравится так думать? Так действительно проще: думать, что в этом мире есть кто-то, кто страдает неизмеримо больше.

Так вот. С такой точкой зрения я не согласен. Я всё же считаю, что именно человек  самое страдающее существо на этой планете. Страдание в его уме, в его отождествлении себя со своим эго, в его убеждённости, что он смертен.

В действительности смертен не он. Смертно его эго. Такого Меня действительно больше не будет. Но ведь, как говорил Сенека: «Такого Меня не было и до моего рождения. И в этом не было ничего плохого. Так чего же плохого в том, что Меня не будет в будущем?»

И тут мы подходим к основной мысли. Мысль, что человек  это что-то отдельное,  лишь иллюзия. В действительности человек не отделён от вселенной. Он лишь одна из форм вселенной. И умирая, он лишь обретает иную форму. Но никуда из этой вселенной не девается. В сущности, никуда из этой вселенной невозможно пропасть. Всё всегда остаётся во вселенной, лишь меняя формы. Иные формы не принимает только наше раздутое эго. После смерти оно хочет быть только человеком. Ставит вселенной условия! Вот ведь оборзевшее! «Будешь тем, что логично вытекает из закона природы. И не выёживайся!»  ответила бы вселенная, если бы умела материться по-русски.

Итак, человек  это не что-то отдельное. Аналогию можно провести с какой-нибудь клеткой в организме. Клетка тоже эгоистична, и она делает всё, чтобы сохранить себя. И вероятно, если бы клетка умела думать, то тоже считала бы себя отдельной личностью. Но независимо от того, может она думать или нет, сущность от этого не меняется: она в любом случае часть организма.

Или, если хотите притчу, на эту тему есть отличная буддийская притча:

«Бежит волна, блестит на солнышке, радуется жизни. Вдруг она видит перед собой скалистый берег. Она в ужасе видит, как другие волны разбиваются о скалы. Тогда она спешно обращается к волне позади себя: «Эй, притормози, мы ведь сейчас разобьёмся!» На что следующая волна ей отвечает: «Глупая, ты думаешь, что ты волна, но ты  океан».

К сожалению, большинство людей проживают жизнь с мыслью, что они отдельная волна. Но не с мыслью, что они и есть океан. Иисус однажды смело заявил, что «Я есмь бог!» Но ведь он также и сказал, что и «Вот ты есть бог, и ты есть бог». Но людям эта мысль не понравилась. Как это, мол, мы можем называть себя богами? Мы ведь убеждены, что богам нужно молиться и приносить жертвы. Поэтому с Иисусом они поступили ровно так, как того требуют их верования: сначала принесли его в жертву, а потом принялись ему молиться. То есть, в сущности, оказались неправы и те, кто казнил Иисуса, и те, кто создал из него культ, кумира, бренд, если хотите. Но Иисус ведь действительно был прав! Он был чертовски прав! Человек  это и есть бог, это и есть вселенная! А раз ты есть бог, раз ты есть вселенная, то как ты можешь быть смертен? Ты просто примешь иную форму существования, но существовать не перестанешь».

Так думалось мне, но тут же я поймал себя на противоречивой мысли: «А для кого все эти мои соображения? Я ведь тут лежу один. Жена и ребёнок сопят под боком. Да и завтра в этой деревне кому я выскажу свои мысли? Даже если я попытаюсь это сделать, меня в лучшем случае сочтут дурачком, в худшем  человеком бесчувственным, который желает разрушить их устоявшиеся верования». Но тут же я не согласился с этой мыслью: «А зачем мне кому-то высказывать эти мысли? Ведь это не я хочу высказать свои мысли, это моё раздутое эго хочет блеснуть знаниями. Всё же, чего в действительности хочет моя истинная сущность, это пребывать в гармонии с миром, а именно  в гармонии с самим собой».

Буддист в русской деревне. Из цикла «Рассказы в стиле Дзен»
читать Буддист в русской деревне. Из цикла «Рассказы в стиле Дзен»
Михаил Карусаттва
Это автобиографический рассказ с элементами художественного вымысла. Находясь в русской деревне, буддист пытается найти те общечеловеческие ценности, которые объединяют любые философии, будь то христианство, буддизм и прочие. Он общается с простыми людьми, наблюдает за жизнью в деревне и делает инте

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке