Мурад Алискеров
Воспитактика. Навигатор для родителей в современном мире
Введение
Вы, наверное, часто задумывались о том, как рождались те или иные слова? Прежде чем стать частью привычного для нас лексикона, вместе с языком они проходили сквозь века эволюции, но корни их чаще всего не менялись. Корни слов, как и корни деревьев, таятся в недрах, в глубинах народной мудрости, которая при этом, без всякого сомнения, одухотворена Божьими законами развития мироздания, упорядоченными высшими смыслами бытия.
Воспитание ребенка. Воспитание. Слово это происходит от глагола «питать»: насыщать полезной пищей, снабжать необходимой для жизни энергией. А общее, выражаясь языком языковедов, прототипическое значение идущей впереди словообразовательной частицы (приставки «вос-») тоже имеет благородный смысл, обозначающий направление вверх, подъем, свершение, реализацию чего-либо, причем в высшей степени. Поэтому при добавлении к глаголам эта приставка и образует слова со значением направления действия вверх: воспрянуть, воспарить, восходить или со значением помещения в устойчивое положение: например, воссесть. То есть воспитание, даже в строго лексическом понимании этого слова, это и путь вверх, и вместе с тем насыщение необходимыми жизненными силами и навыками того, кто находится на этом пути.
«Воспитание лучшее наследство», говорят на Востоке. И действительно, что может быть лучшим подарком человеку от родителей, если не добрый нрав и умение вести себя в обществе так, чтобы приносить пользу и вызывать уважение. Классическая формула воспитания при этом гласит: мать воспитывает сердце, а отец ум. С этим трудно не согласиться, хотя я бы не делал такого строгого разграничения, ведь каждый из родителей способен дать ребенку многое и на ниве интеллекта, и в мире чувств и эмоций.
Еще античные авторы указывали на то, что воспитание это, прежде всего, усвоение хороших привычек и наличие правильного примера. За непоседливостью и шаловливостью детей можно не разглядеть, что они учатся буквально каждую минуту, наблюдают, копируют, словно перерисовывают картинку окружающего их бытия, тем самым нанося в недалеком будущем пунктиры своей собственной судьбы в этом мире.
Какой будет судьба малыша, который сегодня резвится и подпрыгивает, бегает и суетится? Это, несмотря на гены, почти всецело зависит от нас, взрослых, обязанных подавать достойный пример и наставлять тех, кто идет за нами вослед. При этом наставление не должно превращаться в кусочек черствого хлеба, которым мы пытаемся накормить юное создание, привыкшее к вкусному кексу детской беззаботности. Говорить с детьми надо на их языке, адаптируя свой опыт, переформатировав взрослые подходы ко всему, чему мы хотим научить.
У ребенка обострено чувство восприятия действительности. Если взрослый порой способен мириться с двойными стандартами, несоответствием сказанного сделанному, то маленький «большой» человек видит ложь за версту. Многие уже, наверное, не помнят знаменитый эпизод из популярного некогда советского фильма «Сережа», снятого признанным мастером режиссером Георгием Данелией. Там взрослый дядя протягивает мальчику конфетку, которая на самом деле оказывается фантиком-пустышкой. И робкая детская радость сменяется цитатой-вопросом на все времена: дядя, ты дурак? Этот момент очень хорошо показывает чистоту юной души, неприятие обмана как такового, детскую непосредственность восприятия, сопряженную с естественным чувством справедливости, будто бы вложенным в нас свыше. Обманывать детей фальшивыми подарками, словами и примерами значит дурачить самих себя, коверкая и свое, и детское будущее.
Слова не просто звуковые оболочки пустот, это контейнеры мысли, которые мы обязаны наполнять верными смыслами. Выдающийся исламский богослов Имам аль-Газали, принимая во внимание многие аяты Священного Корана и хадисы, отмечал: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети то, что временно вверено родителям Всевышним и за что им держать ответ перед Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».
Воспитанию и отношению к детям в Исламе уделяется много внимания. Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим (не оберегает их и не прощает, не проявляет к ним жалости) и кто не знает уважения к старшим (кто не чтит старших и не испытывает к ним уважения)» . Такие люди по большому счету не могут претендовать на звание носителей мусульманских идеалов и исламской культуры.
Воспитание многоуровневый, многотрудный процесс, на этом пути можно осознанно и неосознанно наделать много ошибок, если не соотносить свои действия с опытом прежних поколений, научно обоснованными подходами, психологией и мудростью веры, данной нам свыше.
Некоторые родители практикуют метод кнута без пряника. Применяют слишком жесткие и неприемлемые модели воспитания, чтобы ребенок не вырос неженкой. Но малыш, которого окружают угрозы и упреки, давление и брань, в конечном счете может совсем потерять ориентиры и утратить мотивацию, обозлившись на весь мир, который покажется ему одним сплошным наказанием за любое ослушание. Отсутствие похвалы и заслуженного поощрения травмирует ребенка. Дети любого возраста нуждаются в поддержке родителей, в чем бы она ни проявлялась. И вовсе не обязательно, чтобы она была материально измеримой. Порой достаточно мягкого взгляда и доброго слова. Справедливые авансы, которые мы даем детям, окупятся и вернутся к нам в виде добрых дел, совершенных ими, чтобы достичь нашего довольства и довольства Всевышнего, а не ради непременного избегания наказания.
Кто-то орудует кнутом, а иные, наоборот, перебарщивают с пряниками: то перегибают палку и заботятся о детях чрезмерно, опекая их даже там, где нужно дать больше самостоятельности, то приучают к деньгам, потакая любым прихотям ребенка, вознаграждая его за каждую мелочь, как будто любое его действие это товар. Это не просто ошибочный, но и опасный путь, путь выращивания потребителя и эгоиста, который будет воспринимать мир как свой личный праздник, видя его сквозь увеличительное стекло раздутого эго. Есть и те, что переоценивают способности своего чада, ставя ему завышенные планки и толкая его в заведомо сложные сферы; тем самым они нередко обрекают дитя на неизбежное фиаско, будто бы умышленно подводят его к будущей персональной катастрофе.
Мы готовы покупать любимому чаду мягкие игрушки и проявлять к нему мягкий нрав, но надо понимать, что на пути любви к собственному ребенку можно сделать такие страшные ошибки, которые в последующем разрушат и его, и нашу жизнь. Не совмещая свою, порой слепую любовь с вопросами воспитания, не актуализируя проблемы, не будучи в курсе того, чем живет молодежь, многие родители закладывают себе самим мину замедленного действия.