Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Легенды нашего края. Течет река дремучими лесами. Миротворец файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Анатолий Агарков
Легенды нашего края. Течет река дремучими лесами. Миротворец
Никто не знает наперед,
Кого и с кем судьба сведет:
Кто будет друг, кто будет враг,
А кто знакомый, просто так
Кто осчастливит, кто предаст,
Кто отберет, кто все отдаст.
Кто пожалеет дел и слов,
А кто разделит хлеб и кров
/В. Урюпин/
1
Селение тверичей Зеленый Холм черноногие сожгли дотла жителей, кого поймали, угнали в полон. Дом с кузней кузнеца Мавра, стоявшие особняком, даже с землей сравняли. У высокого с окнами как бойницы на уровне второго этажа дома-мельницы с ветрилами Мастаря напавшие подожгли крыльцо и камышовую крышу. В отчаянную борьбу с огнем вступили женщины сама Мастариха, две дочери-девки и две снохи, да ребятишки мал-мала-меньше. Хозяин с сынами продолжали разить вражье племя стрелами в окна-бойницы. Только в усадьбу Коломыйца черноногие попасть не сумели забор высокий да стрелы меткие. Кто все же умудрился, став товарищу на плечи, частокол перепрыгнуть, тут ему сразу и конец собаки лютые в клочья порвали. Однако скот с поскотины и у Коломыйца угнали.
Добычу грабители в лодки погрузили, скот берегом погнали.
Перед теми, кто погорел, но в плен не сдался, стала задача как дальше жить? У погорельцев не было ничего, кроме остатков последнего урожая, чудом сохранившихся в глиняных чанах, в погребах, не найденных грабителями. Да еще дичь кормила, которую добывали силками в лесу. И каждый делился тем, что у него было, с теми, у кого не осталось ничего так всегда меж беднотою было. Но очень скоро делиться стало нечем.
А вот зажиточные ни с кем не делятся потому у них всегда прибыток.
Прошка, внук старой Скалки, во время набега был в болоте. А сама старуха, завидя черноногих, умыкнулась в крапиву и отлежалась там. Землянку их безоконную набежники не приметили. Повезло!
Главное, радовался Прошка, инвентарь уцелел, доставшийся от отца вентеря, сети, крючья, остроги, силки, копье, рогатина, топор, лук и стрелы. Будет, чем промышлять!
В дни, когда Прошке сопутствовала удача, старая Скалка варила зайчатину или уху из зубатой щуки. В остальное время довольствовались грибами, орехами, птичьими яйцами. Коломыйцу в ноги не склонились. У Мастаря муки в долг не просили меняли на дичь.
Бедные, но гордые Скалка с Прошкой. А чувство голода дело привычное.
Я хочу, бабушка, лося завалить шагу не могу ступить, чтобы не увидеть протянутые детские ручонки. С ума просто схожу, до чего их жалко. Никому не нужны родителей-то в полон угнали да поубивали. Лося завалю наваришь супу на всю ораву?
Простодырый ты, Прошка. качала седой головой старуха. Лося завалишь, у Мастаря на зерно поменяй. Себе пригодится чай зерно дольше хранится.
Прошка лосенка завалил. И в тот вечер вся бездомная детвора Зеленого Холма животами болела, объевшись парной телятины.
Потом он выследил семью кабана. Принес поросенка совсем еще крошечного.
Скалка ворчала:
Какого лешего их сейчас бить? к зиме они больше будут.
Бабушка, просился Прошка. Мяса у тебя вдосталь, мука тоже есть как-нибудь переможешься до осени. Отпусти меня по реке сплавать. Может, место получше найду где дичи полно, куда никакой грабитель не дотянется. К осени обязательно вернусь. Зиму на кабанятине переможемся, а весной соберем всех бездомных, свяжем плот и поплывем в новые земли. Без бедных будем жить и без богатых.
Так не бывает, ворчала старуха.
А вот увидишь.
Прошка давно просится, да Скалка все не решалась уйдет, сгинет, и ей одной не выжить. Никому не известно, где сейчас набежники то ли вниз по реке ушли, то ли вверх, то ли в кустах за рекой прячутся.
Может, вместе пойдем? Не ногами топать все же на лодке.
А ребятишек бездомных на кого бросим? Их почитай десять ртов.
Самому тринадцатый год, а рассуждает, как глава семейства с гордостью думает старуха о внуке. В батю удался сына маво. Может, и правда что отыщет здесь уж больно тоскливо стало жить: то волки, то пожары, то соседи вороватые Клятое место!
Тетерева притащил Прошка из леса:
Все, бабушка, пойду. Давай закоптим дичину в дорогу.
Ничего не сказала старая Скалка, только ласково потрепала Прошку по плечу, и на глазах у нее навернулись слезы. Бездомные и голодные ребятишки раздражали ее порой, но ведь действительно не бросишь. Чай, не зверушки! Теперь все после набега и потерь стали как бы членами одной семьи и ходят со старухой по грибы. А как зима настанет где жить? питаться чем?
В другие времена она бы Прошку ни за что не отпустила. В другие времена они бы с Прошкой и зиму пережили. Но с ребятней зимой хоть загодя копай им всем могилы.
Готовя дичину на дыму, Скалка старалась не думать, как они выживут без добытчика. Лес полон ягод и грибов, птичьих гнезд, птенцов и малым ребятишкам пропитание добыть под силу.
Ты будь поосторожней, наставляла она внука. Если пропадешь, мы сгинем все. Как только что-нибудь найдешь для переезда, немедля возвращайся.
Прошка расплылся в довольной улыбке, ставя к стене выбранное в поход оружие копье, короткий меч, лук, стрелы.
Если повезет, быстро вернусь.
Да храни тебя Перун. Она смотрела на него невидящим взглядом, в котором угнездились горечь и боль. Я верю, ты найдешь нам место для жилья, где мы не будем знать ни холода, ни голода. Нам будет, что одеть, и каждый день мы будем есть копченых глухарей
Она не договорила. Одно из строжайших правил, установленных ею при кормлении бездомных ребятишек гласило: никто и никогда не должен вспоминать о том, что он ел, не будучи сиротой, или что хочет съесть сейчас, будь у него возможность что дают, тому и радуйся!
Прошка нацеплял на себя оружие, взял котомку с глухарем, поклонился бабке поясно и тихо вышел, не скрипнув ветхой дверью. А Скалка все еще стояла в прежней позе, хмуро глядя в пространство. Ушел добытчик! Теперь важно добывать достаточно пищи в лесу, чтобы не умереть с голоду. И еще собрать всех самых маленьких карапузов в тесную землянку: ей будет веселей, им крыша над головой на случай дождя.
Прошка о целях своего похода рассказал бабке не всю правду. Для начала он решил подняться вверх по реке до селения черноногих. Что он там собирается делать, будет видно по обстоятельствам. Может, кого из угнанных освободит, может, месть какую сотворит. Очень хочется Прошке сжечь деревню черноногих. Во-первых, отомстить, а во-вторых, пока заново отстроятся, не до набегов будет.
Толкая лодку шестом против течения, он нянчил в голове одну и ту же мысль ни одно подлое деяние на свете не должно остаться безнаказанным. Он уже ясно представлял себе, как полыхают избы, как мечутся люди и скотина. Как отблески пожара отражаются в воде, а он направляет лодку вниз по течению туда, где есть теплое надежное пристанище, есть тихая гавань. Но где? Сможет ли он туда добраться?
Внезапно мысль о пристанище стала важнее мыслей мести. Если он его найдет, то все ребятишки будут спасены. А ведь его могут поймать или убить в момент поджога. Стоит ли рисковать? Наверное, преступников за их проступки должны карать боги, а не люди.
На третью ночь пути (днями прятался в прибрежных камышах) Прошка достиг селения черноногих, так и не решив, будет он мстить грабителям-соседям или нет. Укрылся с лодкой в камышах и стал наблюдать.
Днем в деревню возвратился небольшой отряд должно быть, из неудачного набега. Грабителей изрядно отмутузили кто остался без руки, кто без глаза, кто-то хромал, кто-то опирался на костыли и никакой добычи. А многие даже не вернулись в деревне поднялся вой и плач..
В трех днях пути от деревни черноногих вверх по течению реки стоит город Тверь.
В тот день звон колокола громко разносился по всему городу. Звонкий, но в то же время тревожный извещал людей: что-то случилось спозаранок. Едва проснувшийся, зевая, матерясь вполголоса, подтягивался народ на торговую площадь, где стояла колокольня, бухавшая набат.