Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии - Ибрахим Салим Мухаммад

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Мухаммад Ибрахим Салим

Сапфиры мудрости. Избранные стихи имама аш-Шафии

Предисловие

С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение наилучшему из посланников Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и тем, кто следует их наставлению до Судного Дня.

Так что же можно сказать об имаме Мухаммаде ибн Идрисе аш-Шафии, родословное дерево которого доходит до Абд Манафа1 и ведется от самого Аднана2!

Он был таким, каким описал его ибн Халликан3: «В нем было множество благих качеств, бесчисленное количество достоинств, и не было ему подобных среди людей (того времени). Он имел обширные знания о Книге Аллаха, Свят Он и Велик, о Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и об изречениях сподвижников и преданиях от них, о разногласиях учёных, и еще он имел знание об арабской литературе и диалектах арабского языка. Стихи он знал настолько хорошо, что даже сам Аль-Асмаи4, несмотря на свой высокий статус, брал у него стихи хузейлитов5.

Столько знаний не было ни у кого другого!»

Что же мы можем сказать об имаме, о котором сам имам Ахмад ибн Ханбаль6, в ответ на вопрос своего сына: «Каким человеком был аш-Шафии, я слышу, ты часто молишься за него?», сказал: «О мой сын! Аш-Шафии был подобен здоровью для тела и подобен солнцу для земли, есть ли что-нибудь вместо них, есть ли что-нибудь взамен им!?» Также он сказал о нем: «За последние тридцать лет я не провел ни одну ночь без того, чтобы не помолиться за аш-Шафии, и попросить за него прощения».

С течением времени история сама ответила на этот вопрос: «Нет, как нет замены солнцу для земли, как нет замены здоровью для тела, и нет замены Мухаммаду ибн Идрису7 в кругах знаний и дискуссий».

Поэтому каждое слово, сказанное аш-Шафии есть мудрость, каждое его высказывание истина, и каждый его взор на этот мир наполнен проницательностью, несущей нам бесценный опыт. Так, как же мы можем не обращать внимания на его труды?! Как же наши дети в своих учебных заведениях могут упустить изучение его стихов?! Не стоит ли им прибавить к своему багажу жизненных знаний, его опыт, практику, и верные взгляды?!

1 Ахмад ибн Ханбаль (780855) исламский учёный-богослов, хадисовед, правовед, четвёртый из четырёх имамов канонических суннитских школ, основатель и эпоним ханбалитского мазхаба. 2 Т.е. Имаму аш-Шафии́

Краткая биография имама

Автор этих стихов Абу Абдулла́ х Муха́ ммад ибн ́ Идрис ибн аль-Абба́ с ибн Усма́ н ибн Ша́ фи ибн ас-Са́ иб ́ ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн аль-Мутта́ ́либ ибн Абд Манаф аль-Мутта́ либи аль-Кураши́ . Как ́ передаёт ибн Халликан, он был курайшитом из рода Мутталиб, родословная которого срасталась с родословной Посланника Аллаха у Абд-Манафа, ну а дальше она была известна до Маада ибн Аднана.

Его предком был аш-Шафи. Будучи молодым, этот пращур имама встречался с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А в битве при Бадре8, предок имама аш-Шафии Ас-Саиб держал в руках знамя Хашимитов9, попал в плен, выкупил себя, а потом принял Ислам. Тогда у него спросили: «Почему ты не принял Ислам до того, как выкупил себя?» На что он ответил: «Я не лишил бы верующих той благодати, что они желали получить от меня» (т. е. он имел в виду, что приняв Ислам до этого, не имел бы возможности выкупить себя и послужить тем самым на благо мусульманской уммы).

Абу Убайд аль-Касим ибн Саллам10 сказал: «Я не видел человека достойнее аш-Шафии!».

Даже имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах сказал: «Я не умел отличать в хадисах11 насих от мансуха (отменяющие хадисы от отмененных), пока не научился у аш-Шафии!».

Яхья ибн Маин12 сказал: «Ахмад ибн Ханбаль когда-то предостерегал нас по поводу Аш-Шафии , но однажды он встретился с ним, когда тот был верхом на муле, и пошел за ним, и тогда я сказал ему: «О Абу Абдулла, ты же предостерегал нас по поводу него, а теперь сам идёшь за ним!?» И он ответил: «Молчи, если бы я держался рядом только с его мулом, то и то бы получил пользу!».

Хатыб Аль-Багдади13 передает в работе «История Багдада», историю, которую передал ибн Абд Аль-Хакам14: «Мать аш-Шафии увидела во сне, что из неё вышла планета Юпитер, и упала в Египте, а осколки оказались разбросаны по всему миру. Толкователи снов, растолковали тогда её сновидение и сказали, что она родит ученого, знания которого распространятся в Египте, а затем и по всему свету».

Аш-Шафии рассказывал, что когда он прибыл к Малику ибн Анасу15, заучив наизусть аль-Муватту16, тот сказал ему: «Найди того кто будет это тебе читать», и тогда Аш-Шафии ответил: «Я умею читать», и когда прочел весь сборник аль-Муватта, то Малик ибн Анас сказал: «Если кто-то и преуспеет, то этот мальчик!»

Аль-Хумейди17 сказал, что слышал, как Муслим ибн Халид аз-Занджи18 обратился к аш-Шафии: «О Абу Абдуллах, выдавай фетвы, клянусь Аллахом, тебе пора выдавать фетвы!».

Махфуз бин Аби Тауба19 передал, что видел имама Ахмада ибн Ханбаля вместе с молодым аш-Шафии, когда тот передавал хадисы, в заповедной мечети, и тогда сказал ему: «О, Абу Абдуллах, вот же (известный ученый) Суфьян ибн Уяйна20 в том углу мечети, передает хадисы! (зачем тебе слушать этого молодого)», на что он ответил: «То, что он (аш-Шафии) говорит, может быть утеряно, а то и так не потеряется!» (имея в виду, что аш-Шафии не только передает хадисы, но и детально истолковывает их на основе положений фикха, в то время как другой только озвучивает и так широко известные вещи).

Да и сам умудрённый опытом и сведущий в Исламе Суфьян ибн Уяйна, когда ему задавали вопрос для фетвы или из тафсира, оборачивался к аш-Шафии и говорил: «Спросите этого мальчика».

Передаёт Абу Хасан аз-Зияди21, что он не видел, чтобы Мухаммад ибн Хасан22 уважал, кого бы то ни было из учёных, подобно тому, как он уважал аш-Шафии. В один день аш-Шафии навестил его, в то время как Мухаммад ибн Хасан уже сидел верхом (собирался в путь), но он вернулся домой и остался с ним до самой ночи, не позволяя никому зайти к нему. Аш-Шафии был первым, кто заговорил об «Усуль аль-Фикхе»23, он эту дисциплину фактически и учредил.

Абу Саур24 сказал: «Кто утверждает что видел подобного Мухаммаду ибн Идрису в знаниях, красноречии, стойкости и уверенности тот врёт, ибо ему не было подобия при его жизни, а когда он завершил свой жизненный путь, не оставил он себе замену».

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Никто не держит в руках чернильницу или бумагу, не будучи у аш-Шафии в долгу».

Аз-Зафарани25 говорил: «Хадисоведы дремали, пока аш-Шафии не пришел и не разбудил их, и лишь тогда они встали».

У Мухаммада ибн Идриса Аш-Шафии по признанию всех его выдающихся современников было так много достоинств, что их было не счесть.

Имам аш-Шафии родился в тот день, когда скончался имам Абу Ханифа26 (да будет доволен им Аллах). Родился будущий имам в Палестине, в Газе, в 150 году по хиджре (767 год), затем его перевезли в Мекку, когда ему было всего два года. Он вырос там и там же научился читать Священный Коран. Аз-Зафарани передал от своего отца, что аш-Шафии сказал: «Мой отец умер, когда ему было пятьдесят восемь». Также имеются сведения о его поездке к имаму Малику. Имам Аш-Шафии прибыл в Багдад в 195 году (810 год), затем он отправился в Египет и прибыл туда в 199 году (814 год). Умер имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) в ночь на пятницу, в последний день месяца Раджаб 204 года по хиджре (20 января 820 года), и был похоронен после полудня того же дня в малой Карафе27, его могилу посещают в этом месте, и находится она рядом с Мокаттамом28.

Ар-Раби ибн Сулейман Аль-Муради29 сказал: «Я видел новолуние Шаабана, возвращаясь с его похорон, я также видел его во сне, и сказал ему: «О Абу Абдуллах, как с тобой поступил Аллах?». Он ответил: «Он усадил меня в кресло из золота и рассыпал меня блестящим жемчугом».

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге