Наталья Орлова
Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей
Вместо введения
Курс «Введение в литературоведение» еще часто именуют «Основы теории литературы» базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.
Каждая тема описана лаконично, даны задания, которые можно выполнять самостоятельно, и контрольные вопросы для самопроверки. По этой книге можно в своем темпе постигать премудрости науки.
В Практикум включены тексты и задания к ним, соотносящиеся с лекционным материалом.
Словарь литературоведческих терминов и понятий не претендует на исчерпывающий обзор, его задача помочь сориентироваться в специфической терминологии. Словарь разделен на три части, объединяющие понятия по тематическим группам.
Приложение содержит тексты и схемы, поясняющие лекционный материал. Раздел «Самостоятельная работа. Тестирование» включает простой тест для самопроверки, позволяющий оценить свой уровень полученных знаний. Список рекомендованной литературы дает представление о круге изданий, на которое следует обратить внимание при изучении предмета.
Лекция 1. Введение. Основные дисциплины литературоведения
Традиционно в литературоведении выделяются три дисциплины:
I. Литературная критика анализ современного литературного процесса и новых произведений в его контексте. Субъективное мнение современника о новой книге или новом авторе. Критик имеет дело с еще не известными текстами рассматривая их с точки преемственности, сравнивая с предшествующими литературными фактами. Литературная критика существует и по сей день, рецензии и критические статьи публикуются, в так называемых, «толстых» журналах.
II. История литературы дисциплина, изучающая становление и развитие национальных литератур и литературы всемирной. В центре внимания формирование и изменения жанровых систем, изобразительно-выразительных средств образности.
III. Теория литературы обращена к изучению феномена литературы, ее функции в обществе, а также специфике литературного творчества, разрабатывая методологию анализа художественных текстов. Часто термин «теория литературы» заменяется понятием «поэтика», эти определения во многом синонимичны. Поэтику принято разделять на три разновидности:
макропоэтика изучение приемов, характерных для создания произведений определенной исторической эпохи;
микропоэтика исследование особенностей отдельно взятого произведения;
историческая поэтика исследует (путем сравнения и сопоставления) эволюцию поэтических приемов в контексте мировой литературы, обнаруживая сходные черты развития различных культур.
Взаимодействие литературоведения с другими науками
Существуют вспомогательные литературоведческие дисциплины, родственные литературоведению:
Текстология, или «критика текста», («textus» лат. «ткань», и «logos» греч. слово) изучает историю какого-либо текста и его первоисточники. Основная цель издание текста максимально приближенного к авторскому окончательному варианту, установление точной даты написания, создание комментариев, предметных и именных указателей. Цель текстологии наиболее полное издание текста, максимально приближенное к автографу (авторскому рукописному варианту), с точной датировкой и комментариями.
Разновидности текстологии:
палеография наука, исследующая материал, содержащий текст (камень, металл, дерево, кожа, папирус, бумага);
атрибуция наука, занимающаяся определением имени автора анонимного произведения или текста, подписанного псевдонимом (А. Белый псевдоним Н. Бугаева).
Библиография (от греч. biblion книга и grapho пишу) создает описание для библиографического каталога, в нем указываются выходные данные: ФОИ автора текста, название, информация о месте и дате выхода в свет, количестве страниц; именуется тематический раздел, к которому имеет отношение издание.
Контрольные вопросы:
1. Из каких дисциплин складывается литературоведение?
2. Что входит в сферу интересов литературной критики? Чем работа литературного критика отличается от работы литературоведа?
3. В чем отличие истории литературы от теории литературы?
4. С какими родственными науками взаимодействует литературоведение и почему?
Лекция 2. Структура художественной литературы
Цель художественной литературы исследование внутреннего мира, души человека, поиск ответов на вечные вопросы. В центре произведения всегда человек. Литература свято следует призыву, написанному в древности на мраморе Дельфийского храма: «Nosce te ipsum!», что в переводе с латинского означает «Познай самого себя!».
Понятие «литература» подразумевает различные виды словесного творчества.
Изящная словесность мировая классическая литература (тексты, признанные эталонами, шедеврами).
Беллетристика круг текстов, обращенных к проблемам современного общества, понятный и близкий современникам, но с течением времени утрачивающий свое значение.
Публицистика статьи, заметки, эссе, затрагивающие проблемы, связанные с жизнью общества (газетные, журнальные, Интернет-публикации).
Массовая литература популярная литература: детективный, любовный романы, фэнтези так называемое «легкое чтение». На данный момент массовая литература обрела статус социального явления. К сожалению, эти произведения часто низкого художественного качества.
Изящная словесность ценностный верх лучшие произведения, они читаются и востребованы, несмотря на смену поколений и эпох. Беллетристика книги, как правило, хорошо написанные, но интерес к ним со временем угасает, поскольку теряют актуальность темы и проблемы, затронутые в произведениях. Массовая литература ценностный низ, широко разрекламированные тексты, как правило, не имеющие особой художественной ценности (за редким исключением).
Помимо указанных выше разновидностей, в понятие «художественная литература» входят такие редкие ныне жанры как: научно-художественное чтение, литературная критика (живущая на страницах литературно-художественных, так называемых, «толстых журналов»), мемуарная литература.
Контрольные вопросы:
1. Что является целью художественной литературы?
2. В чем отличие публицистики от беллетристики?
3. Чем объясняется феномен массовой литературы?
4. Каковы критерии для определения «ценностного низа» и «ценностного верха» литературного процесса?
Контрольное задание 1
Подумайте, в чем отличие публицистики от журналистики. Напишите эссе. Подтверждайте свои мысли аргументами, примерами, цитатами.
Лекция 3. Функции художественной литературы
Почему с течением времени литература не исчезла? Почему в XX веке ее не вытеснило кино и телевидение? Как объяснить тот факт, что люди продолжают читать книги?
Ответы на эти вопросы связаны с пониманием того, что представляет собой феномен литературы. Прежде всего, литература отвечает многим потребностям человека. Каковы же эти потребности:
1. Потребности в самопознании. «Nosce te ipsum!»[1]. Необходимость поиска ответа на вечные вопросы, с которыми сталкивается каждый человек: «Зачем я живу?», «В чем смысл бытия?», «Что такое любовь?», «Как устроен мир?». Литературные герои решают эти вопросы, они всегда откровенны с читателем настолько, что, читая, вы словно проживаете еще одну жизнь.