Подданные умершего властителя так же, как и его мать, считали истинным отцом Александра бога Амона, почитавшегося в Египте как бoг духовного солнца, бог тайны и Владыки престолов земли. Хоронить сына такого отца – дело ответственное и непростое. Прошло семь дней со дня кончины Александра, а тело его все еще оставалось непогребенным. Самым сложным оказался вопрос: где тот клочок земли, достойный принять тело царственного владыки? И решено было на время оставить его в Вавилоне. Тело Александра набальзамировали, на голову надели царский венец и положили в золотой гроб.
Два года полководцы Александра делили доставшиеся им в наследство владения, а вместе с ними и право на захоронение своего бывшего повелителя.
Похищение, которое можно назвать священным
В конце концов было решено похоронить Александра на родине, в Македонии. Саркофаг водрузили на траурную колесницу, и погребальный кортеж двинулся в путь. Однако в Сирии священные останки были похищены бывшим полководцем Александра, Птолемеем I. Он перевез тело царя в Мемфис и захоронил рядом с древним храмом Амона, его истинного Высшего Отца.
Но, согласно некоторым версиям, местные жрецы восстали против такого решения Птолемея и потребовали тело завоевателя из Мемфиса убрать. Согласно их уверениям, даже прах воинственного царя мог навлечь на страну войны и кровавые сражения. Уж пусть он покоится в городе, основанном им самим – в Александрии. Так рассудили жрецы. Птолемей, подумав, согласился. Ведь главное заключалось в другом, в том, что именно в Египте великий полководец Македонии получил посвящение от жрецов. И там же был провозглашен сыном бога Амона! Значит, там и надлежало покоиться его останкам, его сброшенной физической оболочке.
Тело поместили в роскошную погребальную лодку, а по прибытии в Александрию вновь набальзамировали и перенесли в новый саркофаг, для которого на центральной площади города был построен мавзолей. Вот как историк Флавий Арриан описал эти, уже не первые по счету, похороны Великого Македонца:
«В колесницу с золотыми спицами и ободьями на колесах были впряжены 8 мулов, украшенных золотыми коронами, золотыми колокольчиками и ожерельями из драгоценных камней. На колеснице стояло отлитое из золота сооружение, напоминающее паланкин со сводчатым куполом, украшенным изнутри рубинами, изумрудами и карбункулами.
Внутри паланкина висели четыре картины.
Под паланкином находился украшенный рельефными фигурами квадратный золотой трон; с него свисали золотые кольца, в которые были продеты гирлянды живых цветов, менявшихся каждый день. Когда внутрь паланкина падали лучи солнца, драгоценные камни купола ослепительно сверкали и освещали тяжелый золотой саркофаг, в котором покоилось тело, умащенное благовониями».
Все это великолепие должно было символизировать игру лучей бога солнца, Великого Амона.
Александр и римлянин по имени Гай Юлий Цезарь
Более двух веков саркофаг с телом завоевателя никто не тревожил. Правда, один из Птолемеев попытался однажды продать и саркофаг, и его содержимое, но народ не захотел расставаться с драгоценной реликвией и взбунтовался столь яростно, что святотатец не только поспешно оставил свое преступное намерение, но даже сделал для усопшего еще один саркофаг. На сей раз хрустальный.
Хрусталь считается проводником тончайших энергий, поток которых способен надолго затормозить разложение тела, оставленного духом. Вспомним все ту же сказку о Белоснежке!
Согласно Гаю Светонию Транквиллу, римскому историку, Юлий Цезарь во время пребывания в Александрии потребовал открыть крышку саркофага, дотронулся до лица Великого Македонца и повредил ему нос! Впрочем, выражаясь словами пушкинского Сальери: «Иль это сказка тупой, невежественной толпы?» А историк просто ухватился за нее.
Важно другое обстоятельство. Именно в эпоху Римской империи саркофаг вместе с телом Александра исчез.
Надежды и обманы
Как только на свете появились археологи (не искатели кладов, а ученые), начались поиски саркофага Александра Македонского. Копать и искать стали буквально всем миром. По некоторым данным, было предпринято более 100 попыток обнаружить бесценную реликвию. Уже и Трою нашли, и Помпеи, и Вавилон, но саркофаг Македонского в Лету канул что-то уж очень глубоко.
Зато было найдено множество других саркофагов, не имевших к Македонскому никакого отношения, хотя они и были украшены фресками и барельефами с эпизодами из его героической жизни. И потом он все-таки почитался как бог, а изображения богов были очень популярны в те далекие времена. На одном из найденных саркофагов фигурки были искусно выкрашены. Краска замечательно сохранилась даже в зрачках высеченных в камне воинов.