Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Духовная трапеза. Душеполезное чтение на каждый день файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Духовная трапеза. Душеполезное чтение на каждый день
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
Вступление
Всем нам нужна опора в жизни. И все мы стремимся ее найти а иногда, если будет на то воля Божья, даже находим. И считаем ее вечной и неизменной. Но мир меняется, не спрашивая нас, и порой это происходит так стремительно и так нежданно, что вся наша жизнь, все наши надежды, все, что мы считали непоколебимым, рушится в мгновение ока, и что же нам делать тогда?
Ответ, казалось бы, прост и очевиден выдержать, не сломаться, перенести скорби и выйти на правильный путь. Верить, молиться и не отрекаться от любви. На словах все несложно, только в жизни всегда чуть труднее и нам очень нужны маяки, чтобы не поддаться страху и не потеряться во тьме.
Все слова, что вошли в эту книгу, станут этими маяками. Они собраны здесь с одной только целью помочь нам обрести веру, любовь и душевный покой, который приходит вместе с ними. А это возможно, только когда нашей опорой становится Бог. Те, кто обрел в Нем опору, смогли пережить и боль, и нищету, и утраты. И когда мы обратимся к Нему и будем любить Его, верить Ему, молиться Ему и уповать на Него не только в дни бед и скорбей, но и в дни мирного счастья, тогда душа наша обратится в тот самый дом, о котором сказано в Евангелии: «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф 7:2425).
Живая вера путь в мир духовный
Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.
Преподобный Амфилохий (Макрис)
Правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы.
Святитель Иоанн Златоуст
Вера душа народа. Когда гаснет вера в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся, предающийся тлению.
Святитель Филарет, архиепископ Черниговский
Вера должна быть внутренним открытием. Да, вера никогда не может быть чем-то принятым только извне. Никогда она не может быть просто заимствована; ее нельзя надеть на себя, как мы надеваем чужую одежду. Человек всегда должен находить ее внутри. В нем открывается то духовное зрение, которое созерцает мир по-иному и видит иной мир
Одна из предпосылок начала подлинно христианского пути это нравственная внутренняя честность. Апостол Павел показал это блестяще. Он сказал: «То, что ненавижу, то люблю. Горе мне, два человека живут во мне». И мы все это знаем. И к этому он добавил другое: если мы не можем самосовершенствоваться, то мы можем быть открыты тому движению, которое к нам идет сверху; сила благодати может действовать так, что человек, не способный к победе, побеждает. Человек, от которого нельзя было ожидать чуда, вдруг совершает чудо. Вера предполагает возможность чуда, то есть нарушение естественного порядка вещей в любое время и в любом месте.
Протоиерей Александр Мень
Равнодушие верующих вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие.
Священник Александр Ельчанинов
Обрати все свое внимание на стяжание веры: она спокойствие, блаженство твоего сердца и твоей жизни. Ты мучаешься сомнением или неверием: оно убивает тебя, лишает иногда плодов молитвы и причащения Святых Таин, вместо мира и радости в сердце поражая его смертельною тяжестью. Стяжи веру и будешь счастлив.
Аще имате веру и не усумнитеся (Мф 21:21), говорит Господь, то и горы можете переставлять. Смотри же: крепись, верный, и бойся единого мгновения сомнения; за мгновение сомнения будешь платиться многими часами сердечного мучения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Я помню одного «культурного» человека, который очень простому священнику объяснял, что он, конечно, не может верить, потому что чего только не изучал: и богословие, и философию, и историю изучал Священник был простенький, бывший деревенский священник, попавший за границу. Он на него посмотрел и говорит: «А разве важно, что ты в Бога не веришь? Какой Ему вред от этого? А вот замечательно то, что Бог в тебя верит» Вот наше положение: Бог в нас верит, и, значит, мы можем быть спокойны; только отзовись на эту веру послушанием, то есть слушанием всем существом того, что Он имеет сказать, и это исполнится.
Антоний, митрополит Сурожский
В вере должны быть все равны, потому что вера одна, а в делах жизни не все одинаковы. Вера не бывает ни хуже, ни лучше, но одинакова у всех истинно верующих, а в жизни одни ревностнее, другие беспечнее, одни исправнее, другие небрежнее, одни делают больше, другие меньше, одни грешат тяжелее, другие легче. <> А смысл слов следующий: кто при правой вере ведет худую жизнь, того вера не защитит от наказания, когда дело будет гореть.
Святитель Иоанн Златоуст
Оставаясь наедине с собой, человек часто испытывает необъяснимую тоску. Он чувствует, что жизнь его должна быть другой, что душе его не хватает чего-то важного, ценного, основного. В этот момент к человеку и подходит милосердный Спаситель и говорит: «Впусти Меня, Я успокою твою мятущуюся душу и наполню ее непреходящей радостью и миром».
Господь стучит к нам через недуги и неудачи. Когда болезнь приковывает нас к постели, Бог дает возможность подумать о бренности жизни. Он разбивает кумиры, которые владеют нашим сердцем без всякого на то права, и открывает истинный смысл жизни.
Бог говорит через мировые события, катастрофы, перемены в обществе. Все это свидетельствует о том, что человечество приближается к своему концу и близок день, когда каждый предстанет перед судом Божьим, если не покается в своих грехах. <>
Это верно, что все люди грешники, что нет праведного ни одного и никто не достоин Господа. Но Бог не гнушается нами такими, какие мы есть. Он хочет всех нас сделать новыми людьми, ведь Он «пришел взыскать и спасти погибшее». По Его словам, не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф 9:12).
Протопресвитер Александр Шмеман
Источник неверия есть гордость. Неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Тебя, Господи, мы ищем в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты Богатство, не изменяющееся от перемены времен.
Тебя, Господи, должны мы искать вместо всего иного и, кроме Тебя, не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, исцеление для раненых, утешение для всех сетующих. Ты мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты полная благословений нива; кто обладает Тобою, тот не страдает от голода.
Преподобный Ефрем Сирин
Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело смиренно хранить веру Христову. Если вера сохранена есть и надежда спасения.
Преподобный Никон Оптинский
Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще не сказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Только в свете любви разум принимает видимые абсурды веры.