Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Странствующая труппа файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Николай Лейкин
Странствующая труппа
Роман в двух частях
© «Центрполиграф», 2023
© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2023
* * *
Часть первая
I
Актер Котомцев, рослый брюнет с гладко бритым лицом, вошел в номер провинциальной гостиницы и, сердито швырнув свою складную порыжелую шляпу на диван, стал снимать с себя пальто.
Чего ты швыряешь-то? огрызнулась на него жена, худая, молодая еще женщина, разглаживавшая на столе маленьким утюгом шелковую юбку.
А с того, что, кажется, мы в такое место заехали, что хуже Алеутских островов, отвечал Котомцев, очутившийся в черной фрачной паре. Это даже и не город, а посад.
У головы был?
Был и у головы, был и у полицейского надзирателя или пристава, что ли, это две единственные власти, управляющие посадом.
Ну и что же?
Голова серый мужик, хоть и одет в крахмальную сорочку со стоячим воротничком, полицейский надзиратель истукан какой-то.
Ну и что же они тебе сказали?
Голова, спасибо ему, поставил графин водки, выставил кусок икры, селедку, сыру и мятные пряники к чаю, а надзиратель или пристав и того не сделал, а только спросил: «Паспорты-то у вас в порядке ли?»
Насчет театра-то что? Насчет театральной залы? допытывалась жена.
Да нет здесь, оказывается, никакого театра, и никакой театральной залы нет.
Зачем же мы сюда заехали?
Да Суслов наврал, что в семьдесят девятом году он будто бы здесь концертами с живыми картинами хорошие сборы брал. Но говорят, что здесь вообще лет восемь уже никаких представлений не было. Восемь лет тому назад, говорят, приезжал какой-то цирк, но давал свои представления в парусинной палатке, разбитой на площади.
Так где же мы-то будем давать спектакли?
Котомцев только развел руками.
Все-таки ведь клуб есть и, наверное, при нем зала? допытывалась жена.
Здесь, матушка, такое место, что и слово-то «клуб» не всякий выговорит. Какой тут клуб. Ничего нет.
Ну, ратуша В ратуше и должно быть зало.
Есть. Но голова говорит: «Как бы Бог на нас не прогневался, если мы его под театр пустим». Вот какие понятия! Впрочем, полицейский надзиратель обещался его уговорить. А и уговорит, так как мы будем играть? Нет ни занавеса, ни декораций.
Как же ты так опрометчиво привез нас сюда?
Суслов Ему поверил. Теперь ежели уезжать отсюда в Быстринск с чем мы поедем? У меня денег всего только рубль тридцать копеек, и заложить нечего.
Так что же мы будем делать?
И ума не приложу. Попробовать разве дать музыкально-литературный вечер в ратуше, если надзиратель выхлопочет нам зало?
Послушай Есть же здесь какие-нибудь актеры-любители Ты бы к ним обратился. Ведь где же-нибудь они дают свои спектакли. Не может быть, чтоб город был без любителей.
Понимаешь ты, что это не город.
И все равно, актеры-любители должны быть. Ты не спрашивал про любителей?
Да я, матушка, так обескуражен, что
А водку у головы, однако, и обескураженный пил.
Ну, попреки Только этого недоставало.
Вошел Суслов худенький, корявенький, лет сорока мужчина в замасленном пиджаке и отрепанных серых брюках. Он держал что-то в кулаке, потряхивал им и говорил:
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. Два с четвертью сейчас с одного купца в трактире на биллиарде выиграл.
Ты что ж мне наврал, что здесь какие-то сборы брал! крикнул ему Котомцев. Здесь нет ни театра, ни театральной залы, ни декораций
Вздор! Есть, есть. Все есть. Мы в мыловаренном заводе тогда играли. Там и декорации были, и занавес, отвечал Суслов. Нет, ты вообрази, комику Бог два рубля с четвертаком послал. Ежели так каждый день пойдет дело, то и умирать не надо.
В мыловаренном заводе?
Да, в мыловаренном заводе. Там когда-то был мыловаренный завод.
А где этот мыловаренный завод?
А это за городом будет. Недалеко, но все-таки версты полторы Там и декорации, там и Занавес мы, впрочем, тогда из мебельного ситцу делали.
Хватайся, Анатолий, скорей хоть за мыловаренный завод, сказала Котомцеву жена. Съезди. Посмотри
Да ведь этот мыловаренный завод был в семьдесят девятом году, а существует ли он теперь? Может быть, давно уж развалился или сгорел, сказал Котомцев.
Существует, существует. В нем еще на Пасхе любители играли, отвечал Суслов.
Вот видишь, и любители есть! подхватила жена Котомцева. Суслов-то лучше тебя. Он все узнал.
Да как же не узнать-то! Я сейчас с одним любителем в трактире водку пил. Здешний нотариус. Он даже просил меня, не будет ли ему какой-нибудь рольки, ежели мы спектакли ставить начнем.
Видишь, видишь. А ты говоришь, что нет любителей. Чем бы вот у головы водку пить, ты бы лучше в трактире ознакомился со здешними жителями, заговорила жена Котомцева.
Ах ты, господи! воздел руки кверху Котомцев. Да не с тобой ли мы вместе решили, что надо прежде всего к голове идти с визитом!
Тут, оказывается, и любительница есть. Самая ярая любительница. Жена лесничего, рассказывал Суслов. Она-то на Пасхе и устраивала спектакль. Поет даже С голосом Отличный рояль у ней есть, фисгармоника есть. Муж ее, лесничий, скрипач. Это мне все рассказывали нотариус и тот купец, у которого я два с четвертью на биллиарде выиграл.
Ну, скажите на милость, а Анатолий вернулся от головы и рассказывает мне, что здесь нет любителей! всплескивала руками Котомцева.
Все есть. Пианист даже есть, который может играть в антрактах спектакля. Он здесь часовых дел мастер и настройщик, а также и на вечеринки играть танцы ходит со своим пианино
Поезжай сейчас, Анатолий, с Сусловым, и осмотрите мыловаренный завод.
Душечка, ведь мыловаренный завод за городом В нем хорошо летом играть. Суслов ставил там живые картины тоже летом, жена лесничего давала спектакль на Пасхе, стало быть, весной, но кого понесет в спектакль за город глубокой осенью или зимой! говорил Котомцев.
Однако надо же где-нибудь играть, ежели другого места нет.
А может быть, полицейский надзиратель выхлопочет нам у головы залу в ратуше. Тогда мы возьмем декорации из мыловаренного завода и будем играть в ратуше. По-моему, уж ежели ехать сейчас, то ехать знакомиться с лесничихой и с ней переговорить о спектаклях. Едем, Суслов!
Позволь Как же я поеду к лесничихе, ежели у меня других брюк, кроме этих, нет, отвечал Суслов.
Да у тебя брюки вовсе не так плохи.
Ну, все-таки У меня, видишь, есть брюки черные под фрак, я их купил у Десятникова, но они мне длинны, и их надо обрезать А эти
Брось Ей-ей, можно и в этих брюках
Однако вот ты во фраке Приличным манером
Я сейчас к властям ходил с визитом. Полно тебе Пойдем.
Сними фрак и оденься в пиджак, тогда я пойду
Ах, какой несносный человек! Ну хорошо.
Котомцев отправился за занавеску переодеваться.
II
Спросив в трактире, где живет лесничий, Котомцев и Суслов отправились к нему на квартиру. Лесничий жил совсем на краю посада в не замощенной еще улице, в собственном небольшом, вновь отстроенном деревянном домике с мезонином. Окрашенный в желтую краску с зелеными ставнями, домик глядел опрятно и приветливо. Около него вместо тротуара были сделаны новые деревянные мостки. Впрочем, дабы дойти до дома лесничего, Котомцеву и Суслову пришлось шагать по изумительной грязи. Стояла осень. Был октябрь на дворе. Вскоре они остановились перед подъездом, выходящим на улицу, на медной дверной доске которого была выгравирована надпись: «Вадим Семенович Гусин», и позвонились в колокольчик. Им отворила горничная.
Дома барин? спросил Котомцев.
Нет, они в отъезде.
А барыня?
Барыня-то дома протянула горничная, подозрительно осматривая потертые пальто посетителей, и спросила: А как об вас сказать? Кто вы такие?
А вот передайте ей наши карточки, сказал Котомцев и полез в карман. Давай твою карточку, отнесся он к Суслову.
Откуда? У меня карточек никогда и не бывало.
Горничная взяла карточку, на которой под короной было написано: «Артист Анатолий Евграфович Котомцев», и захлопнула дверь перед самым носом посетителей. Через минуту она снова появилась в открытой двери и уж другим тоном заговорила: