Русский сундук на Всероссийских и региональных выставках - Пудов Глеб

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Русский сундук на Всероссийских и региональных выставках файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Русский сундук на Всероссийских и региональных выставках


Глеб Пудов

Редактор Наталия Ивановна Ковалева

Рецензент Алексей Валерьевич Чевардин

Рецензент Ирина Андреевна Колобкова

Рецензент Сергей Дмитриевич Оленев

Дизайнер обложки Надежда Салейко


© Глеб Пудов, 2023

© Надежда Салейко, дизайн обложки, 2023


ISBN 978-5-0060-0730-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Сундук всегда играл важную роль в русском обществе. В нем не только хранили ценные вещи, но и использовали как свадебный предмет. Сундуки делали для собственных нужд и на широкий рынок, поэтому их можно было купить на ярмарках и базарах. Информация о количестве и видах такой продукции отражена в многочисленных источниках: справочниках, указателях, статистической литературе и т. д.

Однако жизнь русского сундука отнюдь не была ограничена рамками домашнего хозяйства и ярмарочной лавки, ведь сундуки экспонировались на выставках. Сотни предметов привозились на Всероссийские и региональные выставки, десятки мастерских получали почетные отзывы и медали. Выставки не только служили превосходной рекламой, но и давали возможность «на других посмотреть и себя показать».

Несмотря на огромную роль, которую сыграли выставки в истории сундучного промысла, тема «Русский сундук как экспонат» почти совсем не рассматривалась исследователями. Книга Глеба Пудова восполняет этот пробел. Автор в хронологическом порядке рассматривает Всероссийские и региональные выставки по отношению к сундучному производству: указывает, кто был экспонентом, откуда приехал, сколько привез предметов, каких именно, получил ли награды. Исходя из этой информации, исследователь делает выводы и в итоге у него получилась интересная книга, раскрывающая вопросы и проблемы выставочной деятельности русских сундучников. Множество иллюстраций дополняют выводы Глеба Пудова, делают их наглядными.

Я уверена, что это издание будет интересно не только искусствоведам и сотрудникам музеев, но и всем, кто неравнодушен к родной культуре.

Ж. А. Короткова, 

Введение

Сундук  неотъемлемая часть русской культуры. С незапамятных времен он служил для хранения ценных вещей, документов, пищевых запасов. Особую роль сундук играл в свадебном обряде. В нем перевозилось приданое из дома невесты в дом жениха. Свадебные сундуки хранились долгие годы и часто передавались в семье из поколения в поколение.

Со временем сложилось несколько крупных центров производства сундуков: Москва, Великий Новгород, Холмогоры и Великий Устюг, Нижний Тагил и Невьянск, Муромский уезд Владимирской губернии, Макарьев, Вятка. Сундук продолжал использоваться до середины XX века. Сегодня он функционирует, как правило, в качестве сувенира.

Несмотря на большое значение, которое имел сундук для русской культуры, в настоящее время он изучен недостаточно. Можно уверенно утверждать, что исследование его истории только начинается. Многие аспекты сундучного промысла почти не изучены. К числу последних относятся проблемы и вопросы, связанные с выставочной деятельностью сундучников.

В научной литературе, посвященной истории сундучного производства России, упоминания об участии сундучников в выставках встречаются нередко. Называются конкретные выставки, экспоненты и изделия, которые они представили. Как правило, исследователи перечисляют следующие выставки1: Сибирско-Уральскую научно-промышленную (Екатеринбург, 1887), Казанскую научно-промышленную (1890), XVI Всероссийскую промышленную и художественную (Нижний Новгород, 1896), Всероссийскую кустарно-промышленную (Санкт-Петербург, 1902) и Кустарно-сельскохозяйственную (Нижний Тагил, 1908).

Однако ни в одной из работ не содержится анализ приводимой информации. Например, нет ответов на вопросы: кто именно принимал участие в выставках; каковы были причины этого; отражало ли участие в выставках текущее положение сундучного промысла и его значение для кустарной промышленности; представители какого сундучного центра были наиболее активны как экспоненты выставок; какое влияние оказывали выставки на развитие сундучного промысла и т. д. Следует подчеркнуть, что в работах названных специалистов вопросы участия сундучников в выставках имели косвенное значение и поднимались лишь в связи с другими проблемами.

Исключением в данном случае могут быть лишь статьи автора настоящей монографии, опубликованные в 2022 году соответственно в «Вестнике МГХПА» (г. Москва) и журнале «Дизайн. Искусство. Промышленность» (г. Челябинск)2. Первая посвящена выставочной деятельности русских сундучников на Всероссийских выставках, вторая  только представителям уральского сундучного центра. Кроме того, в «Вестнике гуманитарного образования» (г. Киров) готовится к печати научная статья об участии в выставках вятских мастеров3. В этих публикациях проанализированы вопросы участия мастеров-сундучников и хозяев мастерских в выставках. В результате даны ответы на поднятые выше вопросы. Тем не менее, жанр научной статьи, ввиду своих особенностей, не позволил дать более развернутые характеристики.

Цель настоящей монографии  определение основных особенностей выставочной деятельности русских сундучников во II половине XIX  начале XX века. В круг задач входят обобщение и анализ информации выставочной литературы (каталогов, указателей и проч.), введение новых данных в научный оборот.

Хронологические рамки исследования: II половина XIX  начало XX века. Это объясняется не только тем, что в данный период русские сундучники проявили наибольшую активность на Всероссийских и региональных выставках, но и тем фактом, что после революции 1917 года в сундучном деле настала совершенно новая эпоха, как, впрочем, во всей кустарной промышленности и  шире  экономике страны.

Книга состоит из введения, двух глав и заключения. В качестве приложений даны научная статья об «особенностях» торговой деятельности хозяина сундучного заведения Ф. С. Корешкова (Муромский уезд) и сведения о мастерских, участвовавших в выставках разного уровня. При работе использовалась не только выставочная и статистическая литература, но и архивные документы.

Количество выставок, которые проводились в России во второй половине XIX  начале XX века, огромно. Вряд ли возможно их все упомянуть и проанализировать в одной публикации. Поэтому были рассмотрены только значимые, наиболее заметные выставки. Они могут дать представление об основных особенностях выставочной деятельности русских сундучников.

Следует отметить, что в книге рассматриваются выставки, которые проходили в городах, находящихся на современной территории России. Регионы, которые в настоящее время располагаются на территории других государств, например, Украины и Беларуси, остались вне обзора.

Глава I. Сундучный промысел на Всероссийских выставках

В современной научной литературе, посвященной истории сундучного производства в России (монографии и статьи В. А. Барадулина, А. В. Дмитриева, Т. И. Шубиной, Э. Р. Меркушевой, Г. А. Пудова), упоминания об участии сундучников во Всероссийских выставках встречаются часто. При этом больше всего информации сохранилось об уральцах: называются конкретные выставки, экспоненты, изделия, которые они представили, и полученные ими награды. Как правило, перечисляются XVI Всероссийская промышленная и художественная (Нижний Новгород, 1896) и Всероссийская кустарно-промышленная (Санкт-Петербург, 1902) выставки.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке