Медное зеркало с железной ручкой, найденное при раскопках в Цюйгуне
Глиняный кувшин с двумя ручками, найденный при раскопках в Цюйгуне
Тибетские легенды и древние книги дают возможность связать происхождение предков здешних жителей с древними обитателями Цинхай-Тибетского нагорья.
Бон, национальная религия тибетцев, считает, что мир изначально был создан светящимся яйцом и темным яйцом. Оба яйца были созданы из пяти элементов воздуха, огня, воды, земли и камня. Из светящегося яйца родился Сидпа Сангпо Бумтри, первый предок человека, а из темного яйца появилось зло. Другая легенда приписывает происхождение тибетцев союзу макаки-резуса и женщины-ракшаси, утверждая, что эти предки людей жили в Цеданге на реке Ярлунгцангпо. Возможно, эта легенда возникла на основании памяти о том, как древние люди жили в лесах. В книгах на тибетском языке «Происхождение религий» (Ldevu Chos Vbyung Rgyas Pa) и «Праздник для ученых» (Mkas Pavi Dgav Ston) отмечается, что в регионе, называемом Бод-хамс, до появления человека правили десять или двенадцать видов «нечеловеков». В древности тибетцы называли себя бодпа.
Это означает, что название этнической группы произошло от названия местности. Легенды некоторых соседних этнических групп, таких как цян, наси и пуми, также утверждают, что родина их предков сердце Цинхай-Тибетского нагорья. Основываясь на последних археологических находках, легендах и анализе местной природной среды, можно предположить, что изначально древние люди жили в лесах вблизи среднего и нижнего течения реки Ярлунгцангпо. С помощью огня они защищались от диких зверей, делали запасы пищи, а затем постепенно расселялись по долинам рек Ярлунгцангпо, Лхаса, Ньянгчу, Ньянг и Ярлунг. Предки тибетцев занимались древними видами земледелия и приручали животных. Приручив диких лошадей и собак, древние люди получили возможность жить в пастбищных районах и разводить скот.
Сыр и мясо придавали им силу, а увеличивавшееся поголовье скота требовало освоения новых пастбищ. Поэтому кочевые племена начали обширную миграцию и в конце концов расселились по всему нагорью. Некоторые из них пересекли горы Тангла из степей Северного Тибета и поселились в верховьях рек Янцзы и Хуанхэ, образовав сообщества вокруг озера Цинхай. Некоторые даже мигрировали на восток, на Лессовое плато, и вступали в контакт с племенами в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ. В древних китайских документах они назывались цян, или западное племя цян, а впоследствии стали частью ханьской этнической группы в Китае. Часть из них двинулась на юг, к Юньнань-Гуйчжоускому нагорью и даже в Минамар, они пересекли Сино-Тибетские горы, а затем образовали тибето-бирманские этнические группы. Сходство этих народностей проявляется в языке и в особенностях происхождения. Земледельческие и кочевые племена, проживавшие на Цинхай-Тибетском нагорье, позже были объединены в царство Тубо и в конечном итоге образовали тибетскую этническую группу. Как подчеркивает профессор Фэй Сяотун, «важная роль племени цян в формировании тибетского этноса не подлежит сомнению, даже если не рассматривать его как основу тибетского этноса»[3].
Тханка, на которой изображено происхождение тибетцев (из коллекции дворца Потала)
Подобно этническим группам на других территориях, предки тибетцев формировали кланы и племена в соответствии с кровным родством и в процессе эволюции перешли от матриархата к патриархату. В древней книге «Большой китайско-тибетский справочник» (Rgya Bod Yig Tshang) на тибетском языке сказано, что предки тибетцев первоначально были разделены на четыре клана: сё, рмю, стон и лдон. Их потомки составляли большинство жителей царства Тубо. Впоследствии из этих кланов образовалось шесть народностей дбра, вгрюи, лдон, лгаб, дбаз и брдав и от каждой из них еще с десяток ответвлений. Фамилия по-тибетски рус-па, что означает «кость». Это указывает на тесную связь между фамилией и родством. Древние племена разделялись по мере развития производства и увеличения численности людей. Несколько племен могли объединиться в одно путем межплеменных браков, союзов, войн и т. п.
Сцена рыбной ловли и охоты в долине реки Ярлунг
Чтобы укрепить свои позиции и выжить в соперничестве за воду, пастбища, поля и другие объекты, некоторые племена образовывали постоянные союзы. После дифференциации общества по классам и уровню благосостояния некоторые племенные вожди стали аристократами и получили возможность передавать свои богатство и власть потомкам. В племенах появилось понятие социального статуса: король, министры, аристократы и гражданские лица. Военнопленные превращались в рабов, а побежденные племена становились зависимыми от победителя, становились крепостными или пополняли ряды солдат. Племенные союзы находились в процессе постоянных изменений. Некоторые из племен приходили в упадок и поглощались другими.
В 600-х годах на территории Тибета было несколько десятков племенных союзов. Сорок небольших тибетских государств были затем объединены в 12. Согласно «Дуньхуанской летописи царства Тубо», эти 12 малых государств включали Чжангжунг[4], расположенный на западе Нгари и Ладаке; Мянгро Пред Кар, Гнубз Гьи Глинг Дгув и Мянгро Шанпо на территории нынешнего Гяндзе; Вброг Мо Снам Гсум на территории Чомо и Сиккиме; Ския Рови Лжанг Сунгон, Нгас Пови Хра Сум и Клум Рови я Сум в долине реки Лхаса; Дбий Мо Юл Бжи; Ойюл Гю Спаанг Кар и Рнегег Юл Кюй Гру Бжи на территории нынешнего Шаньнаня; Ркон Ла Бре Снар, Мюян Юл Гю Рта Кзум и Дагз Кюй Гру Бжиин на территории нынешнего Ньингчи и восточном Шаньнане; Мчимс Юл Гю Дгу Юлин Самье в Шаньнане; Сумпа от степях Северного Тибета до Юшу и Ганце. В китайских летописях эти места назывались большим племенем Западного Цяна; Спу Ргьял, который позже превратился в Тубо, находится в Чонггьэ в Шаньнане.
Чжангжунг больше всего привлекает внимание исследователей. По мнению некоторых ученых, он был основан в 400100 годах до н. э. и просуществовал примерно до 700 года н. э. Чжангжунг сыграл очень важную роль в истории древнего Тибета. Согласно тибетским летописям, столицей царства Чжангжунг был Кунглунг Днгул Мхар. В настоящее время сохранились руины двух замков, претендовавших на роль столицы, один в округе Гар, другой в округе Занда. Оба построены на холме вдоль реки Ярлунгцангпо, что соответствует географическим описаниям в летописях. Нет единого мнения о том, какой из них относился к столице. Согласно древним документам, Чжангжунг является родиной религии бон, основатель которой Тонпа Шенраб Мивоче. Во время правления Дригумы Ценпо в царство Тубо были приглашены мастера из Чжангжунга, чтобы изгнать демонов. Говорили, что они обладают магической силой, практикуют ритуалы с огнем и даже могут летать с кожаным барабаном. В Чжангжунге преобладало кочевое хозяйство, важным видом деятельности была также охота. Здесь производили желтую медь, киноварь, мускус, выращивали лошадей и яков. Торговля, особенно продажа местной соли в Индию, процветала. Чжангжунг поддерживал контакты с соседними областями, став центром экономических, религиозных и культурных связей.
О Спу Ргьял имеются сравнительно подробные исторические сведения. Согласно местным легендам, его первым царем был Ньятри Ценпо, который спустился с небес на гору Ярлха Шампо и позже был возведен на трон местными пастухами. Ньятри по-тибетски означает «шея», это своего рода память о том, что пастухи несли царя на себе. Ценпо означает «царь». В бонской литературе указывается, что он на самом деле был вождем племени, переселившегося из Боми в Чонгьэ. Название племени, Спу Ргьял, восходит к языку боми[5]. Ньятри Ценпо построил дворец Юнгбулаканг в долине реки Ярлунг, где было развито сельское хозяйство и животноводство. Седьмой Ценпо, Дригума Ценпо, был убит своим вассалом Лонгамом Дагзе во время внутреннего конфликта.