Ключи к «Лолите» - Махлаюк Николай Валентинович страница 3.

Шрифт
Фон

Гумберт Грозный, Гумберт Кроткий, Подбитый Паук Гумберт, Хумберт Хриплый, Гумберт Смиренный, Гумберт Густопсовый, Гумберт Выворотень, Гумберт Мурлыка, Humbert le Bel, Гумберт Смелый, Мясник Гумберт, Герр Гумберт, Гумбертольди, Жан-Жак Гумберт, Сан-Гумбертино Гумберт[13], Гомбург, Гамбург, Гумберг, Гумбард, Гумбург, Гуммерсон, Гуммер.

И еще в том же духе:

Сумрачный Гумберт, Гум и Гумбертша, Гумочка и мамочка, лиловая и черная Гумбрия, Гамбургер и смиренный горбун.

После эрекции он вынужден довольно долго переключаться для скромной нужды (humdrum purpose). Это выглядит как невинное развлечение со стороны Набокова или же, поскольку он якобы мнимый рассказчик, как сочетание добродушного самоуничижения со стороны Гумберта вкупе с нетерпеливым раздражением по отношению к людям, которые не помнят его имени. Но все эти прихотливые переливы красок скрывают литературную аллюзию. Главного героя Поминок по Финнегану Джойса зовут Хамфри (Гемфри) Чимпден Эрвикер. Имя Хамфри подвергается множеству разнообразных изменений, в точности соответствующих мутациям имени Гумберта. К примеру, мы находим:

Хамбер, Хамхам, Хаббаб, Хамм, смиренный Хамфри, Хамфри-Коротышка, святой Губерт, Хамфри Горбун, Химмишимми, Харомфрейд, Хамбер был хмур.

Уже это показывает, что Набоков кое-что почерпнул из Джойса, однако есть и дальнейшие ссылки[14]. Героиню (и символ) романа Джойса, возлюбленную Хамфри, зовут Анна Ливия Плюрабель; отроческую ривьерскую любовь Гумберта Гумберта, пробудившую его нимфетоманию, зовут Аннабелла Ли (позднее она возродится в Лолите)[15]. Хамфри и Анна Плюрабель Джойса символизируют в числе прочего Адама и Еву[16]. Гумберт и Аннабелла у Набокова варьируют ту же библейскую тему. После Аннабеллы Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит (т. е. Лолита.  К. П.) была той, о ком он мечтал (с. 41). Перед фантастической перспективой обладания Лолитой Гумберт был податлив, как Адам в известном плодовом саду (с. 126), и когда Лолита (то бишь Аннабелла, Аннабель Ли, Анна Ливия Плюрабель, Ева и Лилит) входит в гостиную Гейзов, дабы впервые неосознанно стать воплощенным инструментом гумбертовского оргазма, она держит в пригоршне великолепное, банальное, эдемски-румяное яблоко (с. 102). Как говорил поэт, запретный плод вам подавай, а без того вам рай не рай. Она подбрасывает яблоко, Гумберт перехватывает его, но потом возвращает и, когда она жадно вгрызается в плод, начинает свои тайные манипуляции. При этом Гумберт отмечает, что она была налита яблочной сладостью, и любуется ею, пожирающей свой незапамятный плод, поющей сквозь его сок (с. 105). Тема Адам Ева яблоко возникает вновь, когда Ло появляется в ярком ситцевом платье с узором из красных яблочек (с. 189); в тот день Гумберт увозит ее из лагеря Ку и потчует ее прекраснейшим на свете блюдом[17].

Есть и другие ссылки на Джойса. В Поминках по Финнегану встречается имя Куильти; Клэр Куильти похититель и любовник Лолиты. Фамилия Мак-Кул предполагаемое соответствие Мак-Ку в Лолите  тоже встречается в Поминках по Финнегану. Гумберт пародирует Портрет художника в юности Джойса, когда, рассказывая о себе, говорит о поисках Портрета Неизвестного Изверга[18]. Когда девочки в пьесе изображают живую радугу, которая понемногу тает за множеством последовательных вуалей, Гумберт комментирует: Я подумал, помню, что эту идею «радуги из детей» Клэр Куильти и Вивиан Дамор-Блок стащили у Джойса (с. 367). Соответствующего места у Джойса я не нашел, хотя Дамор-Блок (Darkbloom), возможно, намекает на Блума из Улисса, где в пятнадцатой главе я обнаружил следующие реплики:

ГОЛОС:

Блум, ты мессия бен Иосиф или бен Давид?

БЛУМ (мрачно):

Ты сказал[19].

Но скорее всего, это лишь эффектное совпадение, так как Вивиан Дамор-Блок  это анаграмма имени Владимир Набоков.

4

После исчезновения Лолиты с драматургом Куильти Гумберт предпринимает безумный и тщетный криптографический пэпер-чэс[20] от мотеля к мотелю[21] в целях обнаружения улик и установления личности похитителя[22]. Призрачный бес имитирует, высмеивает и дразнит Гумберта подписями в регистрационных книгах:

Его намеки отличались известной изысканностью. Он был начитан. Он говорил по-французски. Он знал толк в дедалогии и логомантии. Он был любителем эротики [с. 414415].

Куильти-Набоков проверяет эрудицию как Гумберта, так и читателя. Но к счастью, Гумберт в большинстве случаев помогает читателю расшифровать литературные отсылки. К этим страницам романа (часть II, глава 23) необходимо подбирать ключи. Я же просто перечислю записи, упоминаемые Гумбертом, и попытаюсь кратко объяснить каждую.

N. Petit, Larousse, Ill. (Н. Малый, Ларусс, Илл.)

Пьер Ларусс известный французский лексикограф, его маленький словарь популярен по сей день. Н.  аббревиатура для Новый; Илл. обозначает как Иллюстрированный, так и штат Иллинойс[23].

В первом же мотеле, который я посетил Пондерозовая Сосна,  я нашел среди дюжины явно человеческих адресов следующий: Dr. Gratiano Forbeson, Mirandola, N. Y. Эти отзвуки итальянской комедии, разумеется, мимо меня не прошли[24].

Вероятно, Куильти выбирает итальянское имя в соответствии с названием Пондерозовая (ponderosa, «тяжелая» по-итальянски) Сосна. Я не знаю, на что намекает полинациональная комбинация Грациано Форбсон, но Мирандола явно подменяет очаровательную Мирандолину, героиню комедии Карло Гольдони Хозяйка гостиницы. Мирандола означает глядя на нее  возможно, Куильти сообщает Гумберту, что восхищается Ло. Сочетание букв в имени имеет некоторую анаграмматическую связь с фамилией Набокова[25].

Арсен Люпэн был очевиден полуфранцузу, помнившему детективные рассказы, которыми он увлекался в детстве.

Автором нескольких детективных романов, в которых Люпен выступал в качестве сыщика-протагониста, был Морис Леблан.

и едва ли следовало быть знатоком Кольриджа, чтобы раскусить пошлую подковырку в адресе A. Person, Porlock, England (А. Персона, Порлок, Англия)[26].

По словам Кольриджа, когда он записывал привидевшиеся ему во сне строки поэмы Кубла Хан, его отвлек какой-то делец из Порлока и задержал на целый час с лишним,  после чего Кольридж растерял детали сновидения и бросил поэму[27].

Эрутар Ромб  явная переделка имени автора Le Bateau Bleu  да будет и мне позволено немного позубоскалить, господа!  или Морис Шметтерлинг, известный своей пьесой LOsieau Ivre (что, попался, читатель?) [c. 415416].

Стихотворение Артюра Рембо называется Пьяный корабль. Одним из самых известных произведений Мориса Метерлинка является пьеса Синяя птица. Куильти искажает имена; Гумберт меняет местами прилагательные в названиях, позволяя себе позубоскалить. Позже, в сцене убийства, Куильти говорит: Меня прозвали американским Метерлинком. Отвечаю на это: Метерлинк шметтерлинг. Шметтерлинг по-немецки бабочка, что для Набокова, страстно увлеченного энтомологией, прекрасно сочетается и с птицей, и с анаграммой.

Глупое, но смешное Д. Оргон, Эльмира, Нью-Йорк вышло, конечно, из Мольера [с. 416]

В мольеровском Тартюфе Оргон и его жена Эльмира оказываются во власти лицемера. Д. Оргон  двусмысленность, прочитываемая как орган. Поскольку Набоков суровый антифрейдист, то, возможно, здесь также намек на странные теории Вильгельма Райха об оргазме и оргоне[28].

и потому что я недавно пытался Лолиту заинтересовать знаменитой комедией восемнадцатого века, я приветствовал старого приятеля Гарри Бумпер, Шеридан, Вайоминг [с. 416].

Еще одно фаллическое внедрение: a hairy bumper (волосатый выступ) или Harry bump her (Гарри ее завалил). Гарри Бумпер второстепенный персонаж пьесы Ричарда Бринсли Шеридана Школа злословия. Он поет песенку, которая начинается строкой За подростка несмелых пятнадцати лет и в которой есть слова за нимфу (акт III, сцена 3)[29].

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке