С XII по XV вв., в сфере международных отношений, где одним из акторов являлась католическая церковь стали три направления, в реализации которых Ватикан был крайне заинтересован. Во-первых, это Крестовые походы. Во-вторых, это стремление Ватикана провести унию церквей. Этот вопрос также активно обсуждался в рамках церковных соборов (Лионский собор 1274 г., Пизанский собор 1409 г., Констанцский собор 1414 1418 гг., Ферраро-Флорентийский собор 1438 1439 гг.). В-третьих, подобной сферой стала борьба с еретическими течениями.
Помимо церковных соборов в рассматриваемый период проводились также и светские встречи правителей для решения каких-либо общих внешнеполитических задач. Проводились подобные съезды по образу церковных соборов, иногда инициатором такого съезда выступал папа Римский.
В частности, проводились съезд в Луцке, конгресс в Аррасе и Мантуанский съезд. Одним из источников о событиях съезда в Луцке является «Хроника Длугоша» или «Анналы, или хроники великих князей Польши». Этот труд был составлен современником события, польским хронистом Яном Длугошем, на русском языке находится в свободном доступе46. Аррасский конгресс, инициированный Ватиканом с целью примирить Англию и Францию, уже долгое время находящихся в состоянии войны (которая позднее получит название «Столетней») также отражен в источниках, в частности в договоре, заключенном между французским королем и бургундским герцогом47. Помимо прочего данный конгресс был отражен в иллюстрациях, помещенных в иллюминированной книге «Вигилии на смерть короля Карла VII»48.
Мантуанский съезд также называют «собором», целью этого конгресса была организация крестового похода против турок. Из письменных источников можно указать текст на латыни и ее перевод на английский язык выступления папы Римского Пия II49. Участие Пия II на соборе в Мантуе отражено во фреске в библиотеке Пикколомини.
Королевство Вестготов, Испания.
Один из последних позднеримских историков затрагивал историю взаимоотношений остготского и вестготского государств. Аммиан Марцеллин в своем труде «Римская история»50 хронологически охватил период с древнейших времен (от Адама) до 519 г., в том числе затронул период развития вестготского государства с 353 по 378 гг. К нумизатической категории исторических источников ранней истории королевства Вестготов относится тремисс с изображением Леовигильда (568 586 гг.).
В VI в. Иордан создал исторический трактат «О происхождении и деяниях гетов»51, в котором упоминаются многие народы и территории их проживания, с перечислением пограничных рек. Иордан упоминает остров, с которого произошли готы, покоренные готами племена, сражения готов с гуннами, борьбу среди готов за власть и ключевых вождей (Германарих, Аттила, Теодорих).
Иоанн Бикларский в своем труде «Хроника»52 останавливается на событиях 567 590 гг. (события, современные автору). В этот период король Леовигильд стремился объединить вестготов, сделав государственной религией арианство. В противовес этому Иоанн Бикларский был с детства ортодоксальным христианином, в связи с чем был сослан королем в Барселону. До нашего времени сохранился список с оригинала, который исследователи относят к VII в.. Помимо правления Леовигильда, Иоанн Бикларский затрагивает последние годы существования королевства свевов. Особое внимание автор уделяет переходу преемника Леовигильда Реккареда I от арианства к ортодоксальному христианству.
Исидор Севильский создал ряд трудов, в том числе «Хронику» и «Историю готов, вандалов и свевов»53. Сам автор был активным участником политической жизни Толедского королевства. Исторические работы были написаны с проготских подходов.
Следующим важным источником по истории королевства Вестготов является анонимная «Хроника вестготских королей»54, создание которой относят к периоду VIII IX вв.. Текст представляет из себя перечисление вестготских королей, этот список был приложением к «Вестготской правде». Некоторые сведения о королевстве вестготов упоминаются в труде Григория Турского «История франков»55, созданной во второй половине VI в.. Другим трудом, созданным за пределами Вестготского королевства, но несущим информацию о его развитии и международных контактах, является «История войн»56 Прокопия Кесарийского. Автор -византийский историк, в своей работе из 8 книг Прокопий останавливается на войнах Византии и Персии, завоевании королевства вандалов и остготов. Хронологически события затрагивают период с 530 по 553 гг..
Из законодательных актов вестготов наибольшее значение имеют «Кодекс Эйриха» и «Правда Вестготов». В «Кодексе Эйриха», записанном около 475 г. н. э., уделяется отдельное внимание разделу земель между готами и римлянами, уточняется подведомственность суду иностранных купцов57. Важнейшим памятником права варварских королевств более позднего периода является «Вестготская правда»58, которая была записана около 654 г. и заменила «Кодекс Эйриха».
В начале VII в. Феликсом Толедским было составлено «Краткое жизнеописание Юлиана Толедского»59, Юлиан Толедский был историком и политиком, архиепископом г. Толедо с 680 по 690 гг.. Ситуация с арабским завоеванием кратко изложена в «Толедских анналах»60, составленных в середине XII в.. В дальнейшем эта хроника была продолжена до XIII в..
Междоусобицы средневековой Испании также представлены в материалах «Хроники Карденьи»61. В этих хрониках помимо материалов, касающихся церковной жизни (введения римской литургии и др.) указываются даты и события, в том числе, политической жизни (и внешнеполитической).
Реконкиста, которая началась в 738 742 гг., в связи с тем, что противник придерживался иной веры, стала носить характер религиозной войны, войны католицизма против ислама. Эту борьбу активно поддерживал Ватикан. «Хроника»62 Альфонсо III (IX X вв.) повествует о событиях IX X вв.. Исследователи считают, что она начала составляться в период правления Альфонсо III Великого. В ней излагаются события начального этапа Реконкисты, в «Хронике» многократно подчеркивается борьба готов за католическую веру, раскрываются междоусобные конфликты внутри католических территорий Пиренейского полуострова, стремление в период междоусобиц сохранить мир с мусульманами.
В 1143 г. в результате битвы при Вальдевезе был подписан договор Замора, который устанавливал независимость Португалии от Испании, королем Португалии становился Афонсу I. Еще одним важным источником по истории Испании этого периода является «Общая хроника Испании 1344 г.»63, оригинал рукописи безвозвратно утерян, сохранились лишь фрагменты более поздних версий хроники. Из исторических источников по международным отношениям Арагона в период Средних веков можно упомянуть также тексты «Договора с эмиром Валенсии 1224 г.» и «Договора с ал-Маликом ал-Ашрафом 1293 г.».
По вопросу участия Кастилии в международных отношениях рассматриваемого периода полезны такие документы64 как «Песнь о Сиде Кампеадоре» (около 1093 г.), «Кастильско-генуэзский договор 1146 г.»65, «Письмо короля Кастилии Альфонсо VIII папе Иннокентию III о результатах победы объединенных сил христианской Испании над войсками Альмохадов при Лас Навас де Толоса 16 июля 1212 г.»66, «Договор между Фернандо III и владетелем Альмохадов»67, «Песня об осаде Альмерии»68.
К эпохе позднего средневековья относится уже большее количество сохранившихся до наших дней договоров, в частности необходимо упомянуть «Тордесильясский договор о разделе мира Испанией и Португалией»69 (1494 г.), «Асьенто с Родриго де Бастидас от открытиях в Индии за его счет»70 (1500 г.), «Рекеремьенто»71 (1508 г.). Относительно открытий и завоеваний в Америках необходимо выделить «Дневник первого путешествия»72 Х. Колумба (1492 г.) (к корпусу источников Х. Колумба, помимо его дневников, также относятся письма католическим королям, инструкции), хронику Франсиско де Хереса «Правдивое повествование о завоевании Перу»73 (1535 г.), труд Агустина де Сарате «История открытия и завоевания Перу»74, Т. де Б. Мотолиниа «История индейцев новой Испании»75, К. де Мена «Завоевание Перу»76 (1534 г.), С. де Леон «Хроника Перу»77 (1535 г.), «Сообщение из Севильи от 21.01.1569 г. о морском разбое англичан»78 (их известно более одного), «Пожалование папой Филиппу II короны Англии и Ирландии» (14 июля 1588 г.).