Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Альманах «Российский колокол». Спецвыпуск. «Высоцкий-85» файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Альманах «Российский колокол». Спецвыпуск. «Высоцкий-85»
Спецвыпуск альманаха является приложением к журналу «Российский колокол».
© Интернациональный Союз писателей, 2023
Предисловие
Преподношение Барду
Владимир Семёнович Высоцкий Хотел было сказать: «43 года его нет с нами» и осёкся, поняв, как лживо это утверждение. Ведь едва ли дня не проходит, чтобы то тут, то там, в газете или на телеэкране, на концерте или среди застолья, а то и просто в бытовом разговоре не прозвучали строчки его стихов, его песен. С нами, ещё как с нами!
Помню, в конце 60-х годов прошлого века, обучившийся в турпоходе трём аккордам на семиструнке, спел я во дворе пару бардовских песенок и, тотчас приобретя внимание местных девчонок, почувствовал себя на вершине славы. Однако через неделю эти песенки наскучили, а с ними и я. Желая восстановить статус-кво, по тогдашней своей культурной малограмотности придумал я, сославшись на неких московских друзей, якобы приславших мне подпольную запись новых песен Высоцкого, состряпать что-нибудь «под него». Казалось, песни Высоцкого настолько простенькие, что создать нечто подобное не составит труда. Глупость идеи обнаружилась сразу же, едва я приступил к «сочинительству». Кажущаяся простота стихотворных приёмов, простонародности языка и бесхитростности музыкальных ходов оказалась неприступной скалой, которая, сколь я ни исхитрялся, так мне и не покорилась: даже неискушёнными дворовыми слушателями подделки мои были разоблачены при первом же исполнении.
Думаю, и тогда, и в последующие годы я был далеко не единственным, нахально отважившимся, как пел Юрий Визбор, «обкусать ступни гиганта». Но речь здесь не о плагиаторах, не о «хрипящих» имитаторах, коих и впрямь тьмы и тьмы. Такое ярчайшее художественное явление, как Владимир Высоцкий, неминуемо должно было и вызвало к жизни широчайшую творческую волну не подражателей, но соучастников, продолжателей его литературно-художественного направления.
Под обложкой данного альманаха, названного «Высоцкий 85» и посвящаемого его юбилею, собрались поэты и прозаики из разных городов России, Казахстана, Белоруссии из той огромной страны, что при жизни Высоцкого называлась Советским Союзом. Творчество их весьма разное и по жанрам, и по литературным пристрастиям, и по отношению к действительности. Объединяет их только душевная верность творчеству Барда, который, по словам Алексея Германа, «бывал беспощаден, но никогда не был злым. У него всё замешено на любви, на вере в человеческую душу». Таковы светлые «Лесные сказки» Бахитжамал Ажигалиевой из Казахстана и пронзительные строчки краснодарской поэтессы Натальи Власовой, нравственные размышления героя стихотворения «Дуб и машина» поэта из Самарской области Сергея Егорова и весёлый рассказ мальчишки в стихотворении «Ботинки» питерского поэта Юрия Парфёнова Привлекут внимание читателя и повесть новосибирского прозаика Сергея Бочарова «Ино», и пьеса в двух действиях со сложно произносимым названием «Абарагуты хамбарэ, камбарикатори (Агасфер)» севастопольца Александра Скуридина. Конечно, у авторов альманаха немало непосредственных посвящений Высоцкому, иногда, как, скажем, у поэта из Дубровки Николая Позднякова, в виде перефраза:
Когда волна всемирного потопа
Из лжи бессовестной, калеча и губя,
Людей до боли, а порою и до гроба
Влекла безудержно, нисколько не скорбя
Особое место, безусловно, занимают песенные произведения протоиерея Олега Штельмана, представленные в альманахе не только в текстовой, но и нотной записи.
В июне 1982 года «Литературная газета» опубликовала статью Станислава Кунаева «От великого до смешного», в которой известный литератор охарактеризовал творчество Высоцкого как пример «безвкусицы, и фельетонности, и любительщины, где лирическим героем многих произведений поэта является, как правило, примитивный человек, полуспившийся Ваня, приблатнённый Серёжа». Ничтоже сумняшеся он даже спрогнозировал, что «Высоцкий будет быстро забыт». Прошло сорок лет, и настоящий альманах лучшее опровержение этих якобы порицательных, а на самом деле снобистско-злопыхательских слов.
Михаил Лесин,
член Союза журналистов России, Союза писателей Москвы
Людмила Лазебная
Обладатель Гран-при
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе 2023»
В 1988 г. окончила Пензенский государственный педагогический институт (ныне университет). Преподаватель иностранных языков, переводчик, кандидат филологических наук, MBA. Член Международной гильдии писателей, Интернационального Союза писателей, член-корреспондент Международной академии наук.
Лауреат Международной евразийской литературной премии им. П. П. Бажова «Новый Сказ» в номинации «Проза» (2022), Московской литературной премии-биеннале 2022 в номинации «Большая проза». Победитель конкурса «ЛИБЕРТИ» издательства Stella (Германия, 2022). Лауреат премии II Международного фестиваля «Золотое Перо Москвы» в номинации «Проза» (2022). Лауреат премии II Международного фестиваля русскоязычной поэзии «Поэт года» в номинации «Поэзия» (2022).
Печатается и издается в России и за рубежом.
Ликург и толпа
1
Припев:
2
Припев.
3
Припев.
4
Странный сон
За окном с самого обеда шел затяжной осенний дождь. В шикарной четырехкомнатной квартире Виктора Андреевича Огурцова в самом центре Северной столицы, с недавних пор называемой по-молодежному кратко «СПБ», было зябко и неуютно. Отопление еще не включили, а электрокамин недавно перегорел.
Вскипятив электрический чайник, В. А., как называли Виктора Андреевича на работе, собрал на стол нехитрый ужин: яичницу, хлеб, соль, огурцы и открыл банку тушенки. Вот уже несколько лет ему приходилось лично заботиться о себе любимом. Жена и дети остались жить в другом городе, в сотнях километров пути
В. А. жил один в этой новой квартире, приобретенной в ипотеку от предприятия, на котором он успешно трудился с утра до ночи, возглавляя какой-то нужный отдел. В чем заключалась нужность его никто не знал точно, но раз есть, значит, нужно!
Со временем, привыкнув к отсутствию жены и детей, В. А. будто бы даже полюбил домашнюю тишину. Суеты, нервов и манипуляций было в избытке на работе
Одно не давало покоя В. А. отсутствие душевного общения и понимания его персональной важности! А это, по устоявшимся правилам быта, должна обеспечивать спутница жизни, супруга, так сказать, заботливая, умная, проницательная, любящая и исцеляющая своими нежными словами, ласковыми прикосновениями, все понимающая и всегда готовая на любые жертвы ради мужа.
«Повезло же вот этому Р, часто думал В. А., жена рядом, молодая, почти красивая, пусть и вторая. Вон как он после работы домой торопится. Небось, приходит ему и тапочки подают, и ужин на столе с рюмочкой вечернего коньячку для аппетита, а после ужина наверняка этот довольный Р. жене в красках рассказывает, как его день прошел. Как он не покладая рук боролся один с кучей бестолковых и ленивых дебилов сотрудников, добавляя каждый раз: И кто только их на работу взял? Не иначе как по знакомству пролезли! Все как есть бездари и лоботрясы! А жена погладит ласково так его по плечу, посмотрит преданно любящими глазами и наденет на его лысую и потную макушку невидимую корону императора!»
Да-а-а! сказал вслух В. А. Вот поэтому этот Р. такой счастливый! А что я? Каждую пятницу бегу на поезд, чтобы в выходные побыть дома, с женой и детьми, а в воскресенье обратно! Ни отдыха, ни любви, ни покоя! Да уж и нет ее, этой любви-то, и была ли она? Может, так надо было: жениться, чтобы дети в полной семье родились?..