Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам
Сын Божий посетил нас, существ ничтожных, и, приняв наше естество и соединив с Собой, соделался превыше всех.
Т. XII. Толкование на Послание к Евреям
Троица
Благодать Троицы неразделима: как не отсутствовал вошедший, так присутствовал и грядущий. Бог Слово вознесся, как человек, и, однако, присутствует на земле; сошел Утешитель и тем не менее не покинул небес, но царствует с Отцом и озаряет землю, совершил домостроительство и послал апостолам роды языков.
Т. III. На Святую Пятидесятницу
Дух нисходит не потому, что недостаточно было божества Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы.
Т. III. Беседа о Святом Духе
Вечен Отец, вечен Сын, вечен Дух, не три природы вечные, но одна природа вечная, в Единой Троице являемая.
Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 96
Спасением для человеческого рода является снисхождение к нам Единого от Святой Троицы.
Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 118
Приглашая трижды к песнопению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как через Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: «благословите имя Его», будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святого Духа, потому что имя Троице Бог.
Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 95
Поклоняйся Троице, прославляй Троицу, исповедуй Троицу. Так мудрствуют пророки, так проповедуют апостолы, так веруют мученики.
Т. VI. Слово о змии, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о Божественной Троице
Для меня и для всякого верующего остается твердым тот догмат благочестия, что где представляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение истины. Не исповедуй же царства кого-либо одного из Них.
Т. VI. Беседа на слова: «Коею властью сия твориши?» (Мф. 21:23)
Самого Бога Отца видит только Сын и Дух Святый.
Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола
Иоанна Богослова
Ничто в Троице не уменьшится, и не прекратятся когда-либо вечность, общение и царство.
Т. VIII. На Ваии
Где находится одно из лиц Троицы, там присутствует и вся Троица, Она Сама в Себе неразделима и теснейшим образом соединена.
Т. IX. Беседы на Послание к Римлянам
Троица, существующая прежде веков, не от начала получившая бытие, но безначальная, вечная, нестареющаяся, бессмертная, бесконечная, не увеличивающаяся, не уничтожающаяся, но неразрушимая; равным образом не в настоящее только время открылась и служит предметом поклонения, но Ей от века воздавали поклонение на небесах ангелы, прославляли на земле отцы, почитали пророки, возвещали апостолы, Ее доныне величает Церковь.
Т. IX. О вере
Все, принадлежащее Троице, нераздельно! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святого Духа.
Т. X. Толкование на Второе послание к Коринфянам
Отец свет, Сын свет, Дух Святой свет. Отец свет, потому что истинный Бог; Сын свет, потому что воссиял от Отца; Дух Святой свет, потому что из Отца исходит и потому истинный Бог.
Т. X. Похвала святому Иоанну Богослову
Троица нераздельна и неразлучна. Как в начале, при создании человека, Отец пригласил к деланию Сына и Духа, сказав: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26), так и ныне в воссоздании его опять неизреченно участвует Святая Троица.
Т. XI. На Благовещение Богородицы и против нечестивого Ария
Называю Троицу одним Богом, где достоинство нераздельно, одна царская власть, одна своеродная сила. Если говорю: Бог, Бог и Бог, трех ли называю Богов? Если скажу: Господь, Господь и Господь, трех ли называю Господов? Никак нет.
Т. XII. На Святую Пятидесятницу
Иисус Христос
Если бы Христос пришел и для одного человека, то дар Его от этого не только не уменьшился бы, но явился бы еще большим. Почему так? Потому что Он показал бы такое попечение и об одном человеке
Т. I. О сокрушении
Христос желает, чтобы мы были доблестными воинами и подвижниками. Он вооружил нас духовным оружием чтобы мы отражали враждебные нам невидимые силы, чтобы поражали предводителя их диавола, чтобы прогоняли свирепые полки демонов, чтобы разрушали их укрепления, чтобы, связав власти миродержителя тмы (Еф. 6:12), отводили их в плен, чтобы обращали в бегство духовные силы зла, чтобы дышали против них огнем, чтобы были готовы и приготовлены на ежедневную смерть. Для этого Он облек нас в броню праведности, для этого опоясал нас поясом истины, для этого возложил на нас шлем спасения, для этого обул ноги наши во уготование благовествования мира и вручил нам меч духовный, для этого воспламенил огонь в душах наших (Еф. 6:1417).
Т. I. Слово к жившим вместе с девственницами
Мы, прежде нежели отдадим плату, спрашиваем продаваемых, и когда узнаем их желание, тогда и отдаем плату; а Христос не так, но Он уже отдал плату за всех нас драгоценную кровь Свою.
Т. II. Слова огласительные
Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до креста, но и на самом кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду
Т. III. Беседа на слова: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39)
Благочестиво, и весьма благочестиво исповедовать, что смертью пострадавший за нас Христос совершен по божеству, совершен и по человечеству, что Он есть один Сын Единородный, не разделяемый на двоицу сынов, но вместе с тем носящий в себе неслитными особые свойства двух нераздельных естеств, не тот и этот, отнюдь нет, но один и тот же Господь Иисус Христос, Слово Божие
Т. III. Письма к разным лицам
Христос повелел тебе вести такую чистую жизнь, чтобы видящие тебя не только удивлялись тебе, но и прославляли твоего Господа.
* * *
Если Христос умер за всех нас, то умер для того, чтобы мы, живущие, не для себя уже жили, но для Него, умершего за нас и воскресшего.
Т. IV. Беседы на книгу Бытия
Где Христос, туда ни один бес никогда не осмелится не только войти, но и заглянуть; напротив, мир, любовь и все блага польются туда, как из источников.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 41
Тот, Кто был от начала, есть Христос и основание Евангелия, на котором создана Церковь. На Иисусе поставлено все, как на основании, по Его собственному свидетельству: Аз есмь корень, а вы ветви (ср. Ин. 15:5). Он, рожденный из самого корня, не имея ничего общего с людьми, по Своему милосердию восхотел стать подобным людям и стать основанием зданий человеческих; верующие исходят из Него, как ветви.
Т. VI. Толкование на пророка Исаию
С самого начала Христос открыл Себя во многих чудесах. Но так как не хотели узнать Его, то Он, скрывшись на несколько времени, после явил Себя другим, славнейшим образом. Тогда уже не волхвы, не звезда, но сам Отец свыше свидетельствовал о Нем, когда Он крестился в струях иорданских, и Святый Дух нисходил вместе с тем гласом на главу крестящегося.
Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста
Слова: Господь и Христос относятся не к существу, но к достоинству. Первое означает власть, а второе помазание.
* * *
Для того и пришел Господь наш Иисус Христос, чтобы не только здесь мы видели славу Его, но и в будущем веке. Потому Он и говорил: хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою (Ин. 17:24). Если же здешняя слава Его была столь блистательна и величественна, то что сказать о той Его славе?
Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова