Т. X. Толкование на Второе послание к Коринфянам
Ангелы ни женятся, ни посягают то же благо насаждено и здесь. Ангелы не любят денег и ничего подобного и это посеяно у нас. Ангелы не умирают и это нам даровано: смерть ныне перестала быть смертью, но сделалась сном.
Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам
Конечно, ты не видишь этого, но знай, что ангелы всюду здесь присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бесплотных сил.
Т. XII. Толкование на Послание к Евреям
Апостолы
Блаженным апостолам мы удивляемся не за чудеса, потому что чудеса вполне зависели от силы Божией, но за то, что они явили жизнь ангельскую а эта жизнь, при высшей помощи, есть дело и их собственного усердия.
Т. I. О сокрушении
Хотя они были и апостолы, но были еще несовершенны, как птенцы, которые не крепко сидят в гнезде, пока у них еще не выросли крылья. И это вам весьма нужно знать, что до креста ученики были несведущи во многом. Они не только не понимали высших истин, но и то, что слышали, часто забывали от страха и робости.
Т. I. Против аномеев
Как же, скажут, апостолы привлекли к себе все народы? Как владеющий только одним языком иудейским мог убедить скифа, индийца, савромата и фракийца? Получив от Духа Святого благодатный дар многих языков для убеждения язычников; а для убеждения Израиля дарование языков Апостолы не от себя говорили, но возвещали то, что слышали от Бога.
Т. I. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог
Апостолы, когда проповедовали, то, подвергаясь бичеваниям, побиванию камнями, постоянно обитая в темницах, не только после избавления от опасностей, а и в самых опасностях возвещали проповедь истины с большим рвением.
* * *
У апостолов, по причине величия их знамений, Бог оставил природу немощную и попустил им подвергаться непрестанным искушениям, чтобы их не сочли за богов.
Т. II. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу
Сила праведников не в количестве численном, но в благодати Духа. Апостолов было двенадцать: видишь, как мала закваска? Вся вселенная была в неверии: видишь, как много теста? Но эти двенадцать обратили к себе всю вселенную.
Т. II. Беседы о диаволе
Тень апостолов прогоняла бестелесные силы, их прах и пепел побеждал бесов, и одежды, находившиеся на их телах, уничтожали болезни и возвращали здоровье.
Т. II. Беседа о воскресении мертвых
И то удивительно, что апостолы пришли не тотчас после пророков, но спустя много времени. Почему? Потому что так поступают отличнейшие из строителей: когда они положат основание, то не тотчас воздвигают на нем здание, чтобы неотвердевшее и недавно построенное основание не оказалось неспособным вынести тяжесть стен. Поэтому они дают много времени камням окрепнуть и уже тогда, когда увидят, что камни хорошо скрепились, воздвигают на них и тяжелые стены. Так сделал и Христос: Он дал основанию пророческому окрепнуть в душах слушателей и учению их утвердиться, и когда увидел, что здание непоколебимо и священное учение внедрено так, что может выдержать новое любомудрие, тогда послал апостолов воздвигнуть стены Церкви на основании пророков.
Т. III. Беседы о надписании книги Деяний
Апостолы не всегда открыто шли на опасности, но иногда и уклонялись, убегали и скрывались. Когда же они несколько ободрились, то, как мужественные львы, вставши из пещер и вышедши из убежищ, решились спасти не только себя самих, но и других, сколько могли; обходя отечественный город и всю страну, они собирали всех, кого находили еще в здравом состоянии, но многих и из пострадавших и развращенных обращали, убеждая возвратиться к отеческому закону.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 43
Подлинно, апостолы обошли всю вселенную и сделались владыками выше всех князей и сильнее царей. Цари господствуют при жизни, по смерти же теряют власть; а они (апостолы) по смерти еще более господствуют. Законы царей имеют силу в своих пределах, а заповеди рыбарей распространились по всей вселенной.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 44
Апостолы возвещали, как трубы, не на войну призывая, но благовествуя победу.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 46
Господь еще не все дарования дает апостолам. Так, не дает еще им предведения, чтобы могли узнавать, кто достоин и кто недостоин, а велит узнавать и дожидаться, что покажет опыт. Господь хотел, чтобы апостолы славились не одними чудесами, но более чудес своими добродетелями.
Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста
Более всех прославились апостолы, потому что они истинным и достойным нашего соревнования образом достигли сродства со Христом, через послушание Ему.
Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
Апостолы прежде учили жизнью, а потом словами; да им даже и не нужны были слова, потому что громко говорили их дела.
Т. IX. Беседы на Деяния апостольские
Когда будут говорить, что апостолы были люди простые, то мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной. Эти простые, некнижные и неученые так победили мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славой и всем внешним, как будто это не были люди.
* * *
Апостолы шли не с мудростью, но с верой, и явились мудрее и выше внешних мудрецов, и тем более, чем принятие предметов божественных верой выше рассуждений, так как это превышает человеческий разум.
Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам
Желательно, чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю апостолов, чтобы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в такой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно, такой великой пользы исполнено все, что они делали!
Т. XI. Толкование на Послание к Филимону
Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди.
Т. XII. Выборки из разных слов
Евангелисты
Необходимо знать и то, что из сказанного Иисусом Христом одно изложили все четыре евангелиста, а другое каждый особо. Для чего же? Для того чтобы и чтение прочих евангелистов было для нас необходимо и видно было совершенство их согласия, ибо если бы они все сказали обо всем, то мы не всем им внимали бы прилежно, так как и один мог научить всему, а если бы они все говорили обо всем различно, то не видно было бы совершенства их согласия. Посему они о многом написали и все вообще, и каждый особо.
Т. I. О Лазаре
Евангелисты всегда во всем говорят истину и ничего не скрывают, даже и того, что кажется унизительным, потому что и это унизительное показывает человеколюбие Владыки.
Т. II. О предательстве Иуды
Единственным намерением евангелистов было говорить о делах Христовых, и они ничего не говорили лишнего и постороннего, кроме того, что могло содействовать их главной цели.
Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста
Евангелисты как бы разделили между собою времена. Матфей, вкратце обозрев время до заключения в темницу Иоанна Крестителя, поспешает к обстоятельствам последующим; а евангелист Иоанн не только не вкратце представляет то время, но на нем-то в особенности и останавливается. Матфей, после пришествия Иисуса из пустыни, умолчав о промежуточных обстоятельствах немедленно переходит к темнице. Но Иоанн сделал не так, а умолчав об отшествии в пустыню, о котором сказал Матфей, он повествует об обстоятельствах после сошествия Иисуса с горы