Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Заметки об удаче файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Котляр Август, Август Котляр
Заметки об удаче
Предисловие
Книга выстроена необычным образом. Она будет вести читателя вверх по спирали, чтобы он мог постепенно подниматься от частного к общему, и, постигнув общее, смог заново, по-иному, взглянуть на частное, но уже понимая место частного в общей картине. У читателя в голове сложится такой же когнитивный гештальт, который складывается у студента при получении высшего образования. По итогам обучения в высшем учебном заведении студент не просто знает предмет, он его понимает и им владеет. Знание и понимание это разные вещи. Владение предметом это высшая степень и знания, и понимания, то есть уровень, когда знание становится практическим инструментом влияния и воздействия на действительность, а понимание даёт возможность точного предвидения, к каким последствиям это влияние или воздействие приведёт.
Пусть читатель не удивляется и не раздражается, если ему покажется, что мы повторяемся или прыгаем с предмета на предмет. Дело в том, что истина это как бриллиант со множеством граней. Во-первых, чтобы его рассмотреть и оценить, его надо повертеть со всех сторон, осмотреть все грани. Во-вторых, надо понимать, что грани связаны меж собой определенным, а не произвольным, образом. Надо понимать ещё одну вещь: чтоб наслаждаться игрой спектральных цветов, за что и мы ценим бесцветный бриллиант, надо принять этот огранённый камень как целокупность свойств: размер, вес (каратность), чистота, качество огранки. Равно как и яблоко одновременно и круглое, и красное, и сладкое, и червивое, и ни одно из этих свойств не характеризует яблоко как именно яблоко, но в совокупности параметров оно даёт нам вполне точное описание предмета, и мы понимаем, что оно, скорее всего, спелое и экологически чистое, раз его делит с нами безобидный червячок.
Здесь не будет рекомендаций по магическим заклинаниям, по приметам и суевериям. Возможно, какие-то из них и могут сработать, только вот непонятен механизм такого воздействия на реальность, нет уверенности в правильности, безопасности и долгоиграющих последствиях таких действий. В вещи, которые мы не понимаем, лучше не влезать, мы же не чиним часы и не делаем хирургических операций, лишь услышав от кого-то, как это делается. С высокой долей вероятности, в мире существуют незримые силы, не поддающиеся измерительному контролю приборами, но которые могут как-то улавливаться другими живыми существами, например, кошками или особо чувствительными людьми. В мире происходят необъяснимые вещи, это факт, но они настолько редки, что рассчитывать на их обязательное проявление и содействие мы не можем, это всё равно что бегать по полю с сачком и ждать, когда в него попадёт метеорит.
Поэтому мы подходим к вопросу удачи с предельно прагматической точки зрения: если удача это неожиданное или маловероятное стечение благоприятных обстоятельств, то как бы нам самим тогда взять дело в свои руки и способствовать формированию благоприятных обстоятельств, а не ждать и надеяться на милость теории вероятностей и сопутствующую её статистическую погрешность.
Мы не отрицаем существование Бога, но допускаем, что он тоже допускает всякие неожиданности в наши жизни, как приятные, так и не особо. Полагаться на Божью помощь и споспешествование в любом богоугодном деле правильно, но рассчитывать, что Господь Бог будет за нас проделывать всю работу, это неверно. Такого он нам никогда не обещал. Он обещал, что нам придётся трудиться, и слово своё Он держит: порою приходится очень тяжко и много трудиться. В Его замыслы мы проникнуть никак не можем, но вести с Ним внутренний диалог и научиться получать от Него ответы может каждый, кто этого захочет и обратится к Нему за поддержкой.
Жизненный опыт автора подсказывает, что Божье благословение с собой не приносит печалей. Если же вам что-то досталось, и стало приносить проблемы, то это не от Бога. И опять-таки, если смотреть на жизнь с таких позиций, то лучше щепоть с покоем, чем пригорошни с трудом и томлением духа (Екклесиаст 4:6). Каждый должен сам определить, чего он хочет и что готов заплатить за желаемое. Наша же задача помочь читателю во всём этом разобраться.
Многие события, коим я был свидетелем или участником, с которыми наш читатель мог уже ознакомиться в Записках прохиндея, здесь могут проживаться ещё раз, но уже будут восприниматься с позиций везения или невезения.
Вам может показаться, что здесь много отвлечённых и ненужных экскурсов в разные темы, непосредственно как бы не связанные с темой удачи и везения. Мы будем говорить и об обществе, и о стране, и о мире, и разных группах людей, и вообще о многих вещах, которые, казалось бы, не имеют отношения к вашей личной удаче, везению, фартовости, достижению целей. Позвольте вас заверить, что это не так. Мы вплетены в многомерную паутину человеческих, социальных, экономических и прочих связей. Потянули за кончик в одном месте вся конструкция заколебалась. Пусть слабо, но отреагировала, и некоторые особо чувствительные особи ловят сигнал.
Полагаю, что мне удалось развить в себе за 57 лет жизни некоторую чувствительность, и даже в какой-то степени овладеть предметом, именуемым быть собой в этом мире. Я делал и делаю достаточно точные прогнозы, этого я не скрываю, всё в открытой печати, в открытом доступе, но этим и не горжусь, потому что в этом мне нет ни особой чести, ни славы. Сначала мне не верят, а потом, когда всё сбылось, либо не помнят, кто всё спрогнозировал, либо утверждают, что и так всё было очевидно. Но тщеславия во мне вытравлено, в признании своих заслуг я не нуждаюсь, ничьего общества я не ищу, поэтому моя жизнь сильно упрощена.
О вещах, не имеющих, по мнению простого обывателя, отношения к вашей персональной удаче, лучше всё же знать: вы действуете внутри общества, ваши устремления нацелены на получение от общества повышенных благ, будь то внимание и/или деньги, а это может проявляться в самых разных сферах: признание вас как какой-либо выдающейся личности (вот уж странное дело), повышенная оплата ваших трудов или потраченного времени, усиленные попытки сблизиться с вами повышенного количества лиц противоположного пола, льстивые речи и заискивание перед вами в надежде урвать кусочек вашего счастье, будь то власть, деньги или связи, и так далее. И мы об этих вещах, не имеющих отношения к счастью и удаче найти потерянный старушкой кошелёк с пенсией, будем писать здесь, а вы уж читайте или не читайте, как хотите, дело ваше, как и удача ваша тоже дело исключительно ваше.
Гибнет мой народ от недостатка ведения (Осия 4:6)
И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, и не храбрым победа, не мудрым хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным благорасположение, но время и случай для всех их. (Екклесиаст 9:11)
ЧАСТЬ 1. ПРО ЧЕЛОВЕКОВ
Глава 1. Свет мой, зеркальце, скажи, кто на свете всех фартовей
Феномены везения и невезения всегда интриговали и интересовали человечество. Существует множество обрядов на удачу и множество обрядов на проклятие и неудачу у врагов и соперников. Существует множество суеверий, отмечающих признаки, по которым обстоятельства могут споспешествовать или препятствовать исполнению задуманного. Всегда процветала и ещё будет процветать индустрия по оказанию сверхъестественных услуг, стимулирующих благоприятный исход замыслов. Но как удача и неудача работают на самом деле?
Чтобы подступиться к осмыслению феномена везучести, удачливости, фартовости, следует определиться с методологическим и мировоззренческим подходами. Можно исходить из сугубой материалистичности нашей Вселенной, что она-де возникла как результат неизвестных процессов, именуемых Большим взрывом; в результате процессов расширения и трансформации неизвестной изначальной субстанции в вещество, сопровождающихся возникновением пространства и времени, появилось два триллиона галактик со ста пятьюдесятью миллиардов звёзд в каждой. Мы, интересанты, живущие на задворках галактики Млечный путь, представляем собой результат случайной игры углерода с водородом, кислородом и азотом. По неизвестным причинам химические элементы выстроились в такие комбинации, которые стали обладать свойствами самоподдержания и самовоспроизводства. А дальше эти комбинации стали усложняться непонятно, зачем и разнообразиться. Таким образом, пока человечеству известны три формы жизни флора, то есть растения, фауна, то есть животный мир, и грибы. Грибы сами по себе. Фауна, то есть живность, дошла до того, что стала использовать подручные или специально изготовленные предметы для повышения эффективности своей деятельности; итогом усложнений и трансформаций фауны стало появление упорядоченного мышления и речи. Текущим итогом развития сначала неживой, потом живой материи является голое и беспомощное в течение многих лет после рождения существо, именуемое homo sapiens sapiens. Выжить оно может только в сообществе себе подобных. Не очень понятно, как расходятся гены и почему у очень схожих по сути животных разные наборы хромосом. Например, очень похожие кролик и зайчик не дают совместного потомства, хотя очень похожи и по строению, и по повадкам у них разное количество хромосом. У человека иногда появляются особи с дополнительной хромосомой их называют даунятами, то есть носителями синдрома Дауна. У человека нет монополии даже на языковое общение оказалось, что высшие приматы обучаются языку глухонемых, им свойственно понимание красоты и сопереживания, и они могут языку глухонемых обучать потомство. О чём это говорит? Да по большому счёту, ни о чём. Человек это животное? Да. Разумное? Это смотря какой человек. Потому что не очень даже понятно, что такое разум. Способность к целенаправленной деятельности? Так это есть у муравьёв, у пчёл, у птиц, особенно ворон. Вроде бы даже муравьи умеют считать до десяти и сообщать друг другу полезную информацию. То есть это существа в достаточной степени разумные, что наводит на мысли а разумен ли человек, который тратит запредельно большие средства на танки, крылатые ракеты и системы залпового огня для убийства себе подобных, вместо того, чтобы использовать ресурсы для проникновения в тайны материи, жизни и этологии, то есть в исследование поведения систем из живых существ? Ответ скорее отрицательный, потому что даже проблески разума у homo sapiens sapiens приводят к непродуманным и крайне тяжёлым последствиям, как, например, проведение социалистических преобразований или создание новых вирусов типа Covid-19. Многочисленные безвинные жертвы есть результат торжества человеческого разума и самых благих намерений от разработки средств быстрого и массового уничтожения до создания новых лекарств, от которых рождаются дети-уроды. То есть при осуществлении задуманного в силу вступают самые нелепые стечения обстоятельств, начинают действовать неведомые векторы силы, случайности и непредсказуемости. Удачливость в таком случае есть лишь редко выпадающая и случайная фишка, результат наступления события малой вероятности. Это тот самый случай, описанный в анекдоте про блондинку, которую спросили, какова вероятность её встречи с динозавром на Невском проспекте. Она отвечает: пятьдесят на пятьдесят либо встречу, либо нет. Это относится к разряду случаев, когда пытаются оценить шансы выжить пассажиров развалившегося в небе самолёта. Есть случаи, когда люди падали без парашюта и выживали. Единичные. На тысячи убившихся.