Танец кружевных балерин - Людмила Мартова страница 9.

Шрифт
Фон

Понятно, что зарплата у него была хорошая, паек усиленный, возможности практически безграничные. По крайней мере, семья Строгалевых, в которой, кроме двух дочек, жила еще и бабушка, ни в чем не нуждалась. Сначала обитали в деревянном доме, а в конце 1948 года переехали в эту квартиру, тоже четырехкомнатную, где для всех было место. Сначала семью планировали поселить на третьем этаже, в той самой квартире, где сейчас жила Снежана с мамой и Танюшкой, но бабушке Лиды тяжело было подниматься на шесть крутых пролетов, и Андрей Строгалев сумел выбить разрешение жить на втором этаже, прямо над открывшимся на первом продуктовым магазином. Все бы было хорошо, но безмятежное существование семьи нарушила незапланированная влюбленность Надежды в пленного немца, которого звали Клеменс Фальк.

 Наша мама до конца своих дней не могла себе простить, что это она стала причиной их знакомства,  рассказывала Лидия Андреевна Снежане, интеллигентно прихлебывая свой чай.  Мама была очень добрым человеком. Она как-то пошла посмотреть на строительство вот этого дома и увидела немцев, голодных, оборванных. Она за ужином поведала, что у нее сердце кровью обливается, когда она видит чужое несчастье. И, хотя эти люди были сами виноваты в своих бедах, она отправила Надю отнести им хлеб. И второй раз. И третий.

Именно там, на стройке, Надежда и увидела Фалька. Почему молодые люди запали в сердце друг другу? Почему Амур выбрал именно их, чтобы пустить свою стрелу, оказавшуюся отравленной, Лидия Андреевна не знала, но ее сестра и Клеменс начали тайком встречаться. Зима в тот год выдалась холодной, даже в феврале стояли морозы, и однажды вечером, когда родители ушли в театр, забрав с собой и бабушку, Надежда привела своего возлюбленного к ним домой.

 Это было еще на старой нашей квартире. Дома была только я, но Надя попросила меня не выходить из своей комнаты, а также не говорить никому, что она была не одна. Я очень любила сестру и, разумеется, послушалась. Я сидела в нашей с бабушкой комнате и пыталась подслушивать, но они говорили по-немецки, поэтому я ничего не понимала. Потом они ушли в Надюшину комнату, и оттуда доносились только отрывочные звуки и иногда стоны. А потом гость начал возиться в коридоре, переговариваясь с Надей, которая, кажется, носила посуду в кухню. Мне стало любопытно, и я выглянула сквозь щелку в двери. Тогда я и увидела Клеменса в первый и последний раз в своей жизни. То, что я увидела, меня потрясло.

 Он был таким красивым?

Лидия Андреевна подлила Снежане горячего чаю. Поправила рукой безукоризненно уложенные седые волосы. Рука была ухоженная, с аккуратным неброским маникюром и в красивых перстнях, дорогих и элегантных. Снежана оценила.

 Он был красивым,  согласилась старушка.  По крайней мере, у меня никогда не возникало вопроса, как Надя могла в него влюбиться. Высокий, худой из-за постоянного недоедания, но видно, что с хорошей фигурой. Черты лица у него были правильные и очень хорошие глаза. Добрые, но какие-то тревожные. Они придавали ему сходство со смертельно раненным зверем. Странно, но у меня в мои семь лет возникли именно такие ассоциации. Может быть, потому, что военные дети рано взрослели. Но поразила меня не его красота, а то, что он делал.

Она замолчала и сделала несколько глотков, словно заново вспоминая картинку из своего далекого детства. Снежана молчала, терпеливо дожидаясь, пока рассказчица передохнет.

 Он заворачивал в свои портянки одну из наших статуэток. Тех самых, что так понравились тебе, дорогая,  продолжила Лидия Андреевна.  У него в руках была розовая танцовщица, надевающая пуанты, и я видела его лицо перед тем, как он бережно завернул ее в тряпицу и спрятал во внутренний карман своего ватника. На его лице отражалась такая боль, которую не может, не должен испытывать человек. Мы встретились с ним взглядом, и он вздрогнул, увидев меня. Но тут из кухни пришла Надя, он ее поцеловал и быстро ушел, унося статуэтку с собой.

Снежана внезапно почувствовала, что ее захватывает эта история. Она знала за собой такую особенность  полностью погружаться в перипетии чужой жизни, примеривая историю на себя и сочувствуя ее героям.

 И что же было дальше?  спросила она, уже представляя ответ.

 Разумеется, отсутствие фигурки заметили в тот же вечер. Вернувшиеся из театра родители сели пить чай в гостиной и обнаружили пропажу. Надя быстро призналась, что у нее был гость и кто именно. Родители были в шоке. Отец назавтра созвонился с руководителем отдела МВД по делам военнопленных и интернированных, поскольку они были знакомы, в бараке у пленных провели обыск, но статуэтку у Фалька не нашли, а он наотрез отказался отвечать на любые вопросы. И о статуэтке, и о Наде. Я же, видя, как сильно расстраивается сестра, тоже молчала. Я ни одной живой душе, включая сестру, не рассказала, что тем вечером видела, как Фальк уносил статуэтку. Надя жила как человек, у которого рухнул мир. Она же любила этого немца, доверяла ему, а он, получается, предал ее, обокрав. Кроме того, в этой краже не было ни малейшего смысла. Несмотря на всю свою красоту, очень дорогими эти статуэтки не являются. Да и на что их мог выменять пленный немец в феврале 1948 года? На горбушку хлеба? Банку тушенки?

Снежана встала из-за стола и снова подошла к пианино. Три танцовщицы по-прежнему притягивали ее взгляд, невыразимо прекрасные в своей кружевной хрупкости. И правда, зачем одна из них могла понадобиться бывшему солдату в глубине чужой страны? В квартире Строгалевых, судя по этой гостиной, можно было поживиться гораздо более ценными вещами, чтобы заработать. Или статуэтка напоминала ему о его собственном доме?

 Из-за отсутствия доказательств наказывать Фалька не стали. Тогда ведомство, которое следило за военнопленными, старалось особо не выносить сор из избы. По просьбе отца его сняли со строительства этого дома и перевели на какой-то другой объект, кажется на паровозоремонтный завод. Он тоже был недалеко отсюда, но Надежда не хотела видеть предавшего ее человека. Да и родители ей это категорически запретили. Интересно, что, пока еще шло расследование, папа вспомнил, что хозяйкой квартиры, в которой он жил в Лейпциге, была фрау Фальк. Она жила с тремя дочерями, муж ее погиб на фронте, а сын был в советском плену. Она еще спрашивала у папы, знает ли он, точно ли там терпимо обращаются с пленными.

 То есть этот самый Клеменс был сыном той женщины?  воскликнула Снежана.  Тогда получается, что он узнал свои статуэтки и именно поэтому, возможно, и прихватил одну из них.

 Доподлинно мы этого знать не можем,  вздохнула Лидия Андреевна,  но папа это допускал. Впрочем, это все равно никак не объясняло, почему Фальк украл статуэтку, а не рассказал все Наде сразу. Да и зачем она ему могла понадобиться в бараке для пленных? И куда он ее дел? На все эти вопросы у нас не было ответов, потому что объясняться Клеменс наотрез отказался. Да и желание узнать мотивы его поступков скоро ушло на второй план. Выяснилось, что Надя ждет ребенка.

 Что-о?  Снежана не была готова к такому повороту истории. Она всегда считала старушек со второго этажа бездетными.

 Если у тебя, деточка, человека постороннего и слушающего эту историю через семьдесят пять лет, такая реакция, то можешь себе представить, в каком шоке были наши родители. У папы  ответственного работника облисполкома  незамужняя дочь ждет ребенка, да еще от пленного немца. Тогда это не просто был «гранд скандаль», можно было и работы лишиться, и из партии вылететь запросто. К тому же призналась Надя тогда, когда у нее уже живот стал вполне заметен, то есть аборт делать было уже поздно. Да и запрещены они тогда были, если легальные. А нелегальный аборт папа  член партии тоже допустить не мог. В общем, родители приняли решение отправить Надю к папиной сестре, которая жила в Ленинграде. Чтобы ее позор не лез тут всем в городе на глаза. И в июне сорок восьмого она уехала.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке