Ни за что на свете индейцы не рискнут сопровождать вас по катакомбам. Они считают, что подземелья населены духами.
Мориц запретил мне фотографировать во время нашей экскурсии по подземным галереям. Он постоянно находил для этого все новые предлоги. Сначала ссылался на таинственное излучение, которое испортит негативы, затем утверждал, что ослепительный свет вспышки может нанести вред металлической библиотеке. Сначала я считал, что Мориц перестраховывается. Но уже через несколько часов, проведенных в сумрачных подземельях, я сумел лучше понять причины осторожности, проявляемой Морицем.
Было такое чувство, что за нами следят невидимые часовые, что мы находимся в заколдованном кругу, где одно неверное движение может вызвать катастрофу.
Не закроются ли внезапно все выходы? Не приведет ли фотовспышка в действие какие-либо излучатели? Увидим ли мы снова дневной свет? Наивные, но совсем не лишние вопросы для тех, кто пытается добраться до сути происходящего.
Достаточно один раз погрузиться в бездну, чтобы получить хотя бы слабое представление о противоречивых мыслях и чувствах, которые одолевают тебя, когда дневной свет давно исчез, а мрак с каждым шагом сгущается. К тому же неизвестно, не кроется ли в лабиринте опасность, которая не подвластна нашим мерам предосторожности и контроля, то есть техническому оснащению, которое призвано их обеспечить.
В какой-то момент я заметил недалеко от нас огромную кучу золота. Я попросил у Морица разрешения сделать один снимок, но он снова отказал.
Чтобы сфотографировать эту кучу, пришлось бы разбирать блоки, а это, по его мнению, произвело бы шум, который мог вызвать обвал. Мориц посмотрел на мое протестующее лицо и засмеялся:
— Не волнуйся! Скоро ты увидишь золото, которое сможешь фотографировать.
Конечно, его будет поменьше, но зато будет из чего выбирать!
Я не сразу понял, о чем он говорит. Но через какое-то время убедился, что он прав. Величайших сокровищ, извлеченных из галерей подземного лабиринта, нет в экспозициях североамериканских музеев, где можно было бы надеяться их найти. Чтобы увидеть их, надо побывать на заднем дворе церкви нищих Марии Оксилиадор в Куэнке (Эквадор).
Церковь, о которой идет речь, расположена на высоте 2500 м и является местом паломничества. Преподобный отец Карло Креспи, который собрал экспонаты этой бесценной коллекции, вот уже 45 лет живет в Куэнке. Он всегда поддерживал тесные дружеские отношения с индейцами, они-то и по сей день приносят ему предметы из золота и серебра, составившие его замечательную коллекцию.
Двое индейцев показывают восхитительные предметы, и мне предоставляется возможность сфотографировать лучшие из образцов, собранных во мраке подземелий. Самый красивый из экспонатов — это стела высотой 52 см, шириной 14 см и толщиной 4 см. На стеле изображены 56 квадратов, в каждом из которых стоит графический знак. Это точно такие же знаки, как на пластинах металлической библиотеки. Был ли это алфавит из 56 букв или символов, позволяющий говорить о письменности? Здесь стоит подчеркнуть, что давным-давно доказано, что такие южноамериканские племена, как инки и майя, не имели письменности фонетического типа.
— А эту даму ты видел? — спросил Мориц и обратил мое внимание на массивную золотую статуэтку высотой в 32 см. Ее голова состоит из двух наложенных друг на друга треугольников, один — основанием вверх, другой — вершиной. У «дамы» есть крылья. Какие-то веревки выходят у нее из ушей. Похоже, это не украшения: мочки ушей украшены кольцами.
К тому же фигура обладает прекрасными пропорциями, у нее красивая грудь, и она прочно стоит на широко расставленных ногах. Над головой статуэтки шар, ее плечи обрамляет звездный орнамент.