Содержание:
Предисловие переводчика 1
Из предисловия автора 2
ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА, которые повлияли на современный масонский символизм (ЧАСТЬ I) 10
ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА (ЧАСТЬ II) 15
ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА (ЧАСТЬ III) 19
ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ТОТА ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА 27
ИНИЦИАЦИЯ ПИРАМИДЫ 31
СОЛНЦЕ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ БОЖЕСТВО 39
ЗОДИАК И ЕГО ЗНАКИ 43
"ТАБЛИЧКА ИСИДЫ" БЕМБО 48
ЧУДЕСА АНТИЧНОСТИ 52
ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРА 57
СИМВОЛИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 66
ЛЕГЕНДА ХИРАМА 70
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ И ЦВЕТА 75
РЫБЫ, НАСЕКОМЫЕ, ЖИВОТНЫЕ, РЕПТИЛИИ И ПТИЦЫ (ЧАСТЬ I) 79
РЫБЫ, НАСЕКОМЫЕ, ЖИВОТНЫЕ, РЕПТИЛИИ И ПТИЦЫ (ЧАСТЬ II) 83
ЦВЕТЫ, РАСТЕНИЯ, ФРУКТЫ И ДЕРЕВЬЯ 88
КАМНИ, МЕТАЛЛЫ И ДРАГОЦЕННОСТИ 92
ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ МАГИЯ И ВОЛШЕБСТВО 96
ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ ОБИТАТЕЛИ 99
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ, ХИМИЯ И ТЕРАПИЯ 103
КАББАЛА - ТАЙНАЯ ДОКТРИНА ИЗРАИЛЯ 108
"СЕФЕР ЙЕЦИРА", Книга Творения 109
ОСНОВАНИЯ КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ КОСМОГОНИИ 112
ДЕРЕВО СЕФИРОТ 116
КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К СОТВОРЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА 119
АНАЛИЗ КАРТ ТАРО 124
СКИНИЯ В ПУСТЫНЕ 129
БРАТСТВО РОЗЫ И КРЕСТА 133
ДОКТРИНЫ И ДОГМАТЫ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ 138
ПЯТНАДЦАТЬ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКИХ И КАББАЛИСТИЧЕСКИХ ДИАГРАММ 141
АЛХИМИЯ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 145
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АЛХИМИИ (ЧАСТЬ I) 149
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АЛХИМИИ (ЧАСТЬ II) 153
ХИМИЧЕСКАЯ СВАДЬБА 161
БЭКОН, ШЕКСПИР И РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ 164
КРИПТОГРАММА КАК ФАКТОР СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 168
МАСОНСКИЙ СИМВОЛИЗМ 173
МИСТИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО 177
КРЕСТ И РАСПЯТИЕ В ЯЗЫЧЕСКОМ И ХРИСТИАНСКОМ МИСТИЦИЗМЕ 181
МИСТЕРИЯ АПОКАЛИПСИСА 185
ВЕРА ИСЛАМА 189
СИМВОЛИЗМ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ 193
МИСТЕРИИ И ИХ ЭМИССАРЫ 197
Примечания 205
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАСОНСКОЙ, ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ, КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВСКОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Предисловие переводчика
В ряду книг по мистицизму и оккультизму предлагаемый читателю труд занимает особое место. Само название говорит об энциклопедическом характере рассматриваемого в книге материала. Составление любой энциклопедии представляет гигантский труд, но в случае, когда систематизируется материал, столь разнообразный и противоречивый, как мистические учения, труд этот еще более усложняется. Усилия автора книги Мэнли Палмера Холла были оценены немедленно. Виднейший авторитет Марк Эдмунд Джоунз в своей книге "Оккультная философия" (Боулдер, 1977) дает следующую лестную оценку Холлу: "Мадам Блаватская остается одной из важнейших фигур в области оккультизма, ее сочинения продолжают быть главным источником для исследователя в этой области, и главным среди них является "Тайная доктрина". Наравне с ней стоят два менее известных широкой публике, но равных ей по значимости и осведомленности в основных аспектах оккультной традиции автора. Первым из них является Уильям Уилберфорс Колвилл, чья работа "Универсальный спиритуализм" (Нью-Йорк, 1906) является до сих пор эзотерической книгой-справочником по сравнительному религиоведению… Другой, Мэнли Палмер Холл, еще относительно молодой человек, предпринял воистину огромные усилия в сохранении оккультной литературы и приспособлении ее принципов к изменяющимся временам. Им опубликована книга "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии". Это впечатляющая и монументальная компиляция!"
Сам автор формулирует свою задачу довольно четко: "…ввести читателя в круг гипотез, полностью находящихся за пределами материалистической теологии, философии и науки". В книге дается материал, который отбрасывается или игнорируется "софистами XX века" и который важен тем, кто не может ограничить свою пытливость стандартными ответами в духе материалистической традиции. Правда, автор тут же отмечает, что "многие утверждения, содержащиеся в этой книге, могут показаться дикими и фантастическими". Но таков жанр оккультной литературы, и среди огромного количества книг "Энциклопедическое изложение…" все-таки выделяется рядом "рационалистических" черт, что и привлекло наше внимание к этой книге и побудило предложить ее русскоязычному читателю.
Во-первых, это научный характер преподнесения материала. Ни в одном месте автор не впадает в догматизм и там. где это возможно, предлагает несколько версий и интерпретаций материала. Энтузиазм автора в преподнесении высоких тем вполне уживается со скептицизмом, а возвышенный тон часто уступает место трезвому описанию.
Во-вторых, несмотря на то что, по признанию самого автора, "масса неясного материала, содержащегося на этих страницах, не поддается четкой организации", Холл все-таки через все "Энциклопедическое изложение…" провел свою концепцию единого происхождения тайного знания, являющегося предметом мистицизма, восходящего к античным философским школам, или мистериям. Отстаивая свою точку зрения, автор принужден был прибегнуть ко многим натяжкам и преувеличениям, но, несмотря на это, сумел достичь относительно последовательного видения взаимоотношений важнейших областей человеческой культуры - религии, мифа и науки. Утверждение примата языческих традиций в последующих мистических учениях у Холла является нитью, проходящей через все "Изложение…".
В-третьих, достоинством книги является ее документальный характер. Подлинные тексты мистических сочинений, рассыпанные по всей книге, дают, безусловно, гораздо больше для понимания сути мистических доктрин, нежели их пересказ. В этом отношении, с моей точки зрения, весьма интересны документы розенкрейцеров, рецепты алхимиков, каббалистические правила и т. д. Дополнительный интерес представляют иллюстрации, которые несут большую смысловую нагрузку в процессе соприкосновения читателя с подлинным духом эпохи и учений того времени.
В-четвертых, основное внимание автор книги уделяет аллегорическому и символическому значению действующих лиц и историй, категорически отказываясь от буквальною толкования, которое часто ставит в тупик тех, кто склонен к мистицизму, но тем не менее не готов к принятию чудес и излишнему иррационализму. В этом отношении книга выгодно отличается от подавляющего числа оккультных книг, в которых мистицизм является синонимом иррационализма. Выдающиеся мистики никогда не ставили знака равенства между двумя этими понятиями, и само различение истины для профанов и истины для посвященных дает основание считать, что восприятие событий как абсурдных и сверхъестественных - это лишь одна плоскость понимания их, события имеют более глубокий смысл, аллегорический по характеру, анализ которого является вполне рациональным процессом.
В-пятых, в этой книге не найти практических советов по использованию оккультного знания, например, астрологических предсказаний, алхимических инструкций, правил церемониальной магии и т. п. Автор книги считает, что прагматический подход к оккультному знанию является профанацией его. Есть глубокая разница между философией мистицизма и оккультной практикой, и, не пытаясь характеризовать последнюю, отмечу только, что книга Холла, по большому счету, философская, хотя в ней присутствует более широкий круг вопросов, нежели принято в "философии профессоров", как часто называют философию нынешнего века. В современной терминологии это означает, что книга Холла посвящена сравнительной религии, теории и практике символизма, собственно оккультизму, секретным обществам и многому другому. Кроме того, это действительно энциклопедия, где можно найти самые разные сведения о странных путях человеческой культуры.