Гитара, гитара, гитара
Магнитофон «Весна»
По негласно установившейся традиции, двор наш делился на несколько возрастных групп, чьи интересы, как правило, никогда не пересекались. Тем не менее, деление это было относительным и условным.
Зато одна страсть, вне всякого сомнения, объединяла и сближала практически всех представителей нашего двора. И её можно было охарактеризовать одним единственным словом гитара. Не знаю почему, но почти все мальчишки нашего двора были ужасно увлечены игрой на на этом инструменте. Чего нельзя было сказать об остальной детворе, проживающей рядом, в соседних с нами дворах. Причём, этой «эпидемией» мы были заражены уже с самого раннего возраста. Начиная где-то с 12 13 летнего возраста, то есть, с конца 60-х годов ХХ века.
Не могу сказать, как обстояло дело с другими, но про себя всё зафиксировано в памяти надёжно и отчётливо. И про первую гитару, появившуюся в нашем доме, благодаря моему старшему брату. Нет, он на ней даже не бренчал, насколько я помню. Но она (эта гитара) всегда покоилась в «красном углу» нашей детской комнаты, приковывая к себе внимание своими габаритами и внушительной толщиной «барабана». Иногда (естественно, в отсутствии брата), я с трепетом и благоговением касался её струн, извлекая на свет «божественные» звуки. И эти звуки сводили меня с ума.
Постепенно, со временем, охладев к своей очередной страсти, брат забудет о гитаре и она автоматически перейдёт ко мне. Вот уж, когда я дам себе волю и с остервенением законченного фанатика стану истязать всех домашних, с утра до вечера наяривая три известных аккорда: «ля минор», «ре минор» и «си мажор».
Этажом выше жил мой ровесник Ринат, который просто не мыслил себя без гитары. Вернее, без музыки. А если быть ещё точнее без рок-н-ролла. Как и многие мои сверстники, с юности он был определен в музыкальную школу («класс баян»), которую очень скоро благополучно позабудет, оставшись однако верным на всю жизнь гитаре и року. (Забегая намного вперёд, лишь отмечу, что буквально с полгода тому назад мне довелось вновь пообщаться со своим другом детства по «скайпу». Теперь он проживает в далеком Нижневартовске. И играет по-прежнему на гитаре, в каком-то ансамбле, в крутом ночном клубе.)
Тогда, мы безусые юнцы, едва окончившие 6-й класс не на шутку загорелись рок-н-роллом. Какой же это был год? Ну да, конечно 1970-й. Именно с этого момента можно вести отсчет моего знакомства с волшебной музыкой, которая и по сию пору сопровождает меня по жизни. Хотя, впрочем, это не совсем точно. Один маленький эпизод, относящийся к несколько более раннему периоду, сохранился в моей душе более отчетливо и зримо.
Это был не то 1966, не то 1967 год. Моему старшему товарищу Саше, на день рождения, родители подарили ни много ни мало настоящий катушечный магнитофон «Весна», 1963-го года выпуска. Это всё равно, как если бы сегодня к примеру внук Мизулиной подошёл к своей бабушке и заявил:
А мне сегодня на день рождения подарили «гургурак».
Полагаю, нетрудно представить себе выражение ошалевшей бабулечки
Так вот: стОит ли описывать состояние детей, впервые видевших портативный катушечный магнитофон и льющиеся из него песни группы «Битлз». Да это было ещё до того, как знаменитая на весь мир ливерпульская четвёрка распалась. Кажись, совсем недавно всё это происходило вроде, не далее как «вчера»
Легендарная группа «Битлз»
The Beatles Yesterday (official video)
https://youtu.be/kMMdblS_WNY
Мы росли обыкновенными лоботрясами и оболтусами. С прилежным вниманием, не сводя глаз с учителей на уроках и с должной суровостью внимая лекциям на политинформациях: о «происках и всеобщем заговоре империалистов», о «зверином оскале капитализма», о том, как тяжко и непросто живётся простому рабочему на «загнивающем Западе» А возвратившись домой, забрасывали свой ранец подальше в угол, снимали к чертям собачьим «красную удавку» и льнули к радиоприемникам, с тем, чтобы сквозь искусственные помехи, прислушаться к любимым передачам: «Би-Би-Си», «Голос Америки» и «Свободная Европа». Не всему, конечно верили, но почему-то, информация доходившая до нас «оттуда», была намного предпочтительней чем те лозунги и рапортА, что изрыгали наши средства СМИ и радиоточка на кухне.
Всё своё основное время мы всецело посвящали западной музыке, с пеной у рта споря и доказывая друг другу чья группа лучше или какой вокалист сегодня наиболее востребован духу времени. Про обои мы тогда только догадывались: все стены наших комнат были сплошь оклеены фотографиями кумиров, вырезанных из западных журналов, каким-то чудом доходивших до нас Элвис Пресли, Алис Купер, Мик Джагер, Пол Маккартни, Сьюзи Кватро, Джимми Хендрикс, Эрик Клептон, Дэвид Боуи
А вот такие звезды, как Элтон Джон, Род Стюарт, Билли Джоэл и даже Майкл Джексон, по-настоящему войдут в нашу жизнь уже значительно позже, когда мы уже будем студентами педагогического Вуза. А тогда Кстати, именно тогда, мы с Ринатом с азартом обсуждали вокальные данные молодого Майкла, заслушиваясь записями группы «Jackson Five» «Пятерка Джексонов».
Смотри, смотри: сейчас эта пигалица вклинится толкал меня в бок Ринат.
Впрочем, в этом не было ничего удивительного: ведь Майкл был на год моложе нас.
Группа «Jackson 5»
Jackson 5-Abc easy as 123 (lyrics in describtion)
https://youtu.be/diu8i5UKTHc
Плоды популярности
Ринат и Голиб. Бухара, 1974 г. Фото из личного фото-архива автора
Изучив на первых порах всего лишь три аккорда, мы уже могли устраивать «концерты» для ребят и девчонок нашего двора, так как 80% шлягеров того времени вполне укладывались в эти упомянутые выше три аккорда. И были счастливы, от переполняющей нас гордости, чувствуя себя если и не героями, то во всяком случае, причисленными к некоей касте привилегированных и особо приближенных «ко двору королев» из числа местных капризных красавиц, в коих и в самом деле, удивительным образом сочетались ум и природная привлекательность. Наши чувства мог понять и разделить лишь, какой-нибудь гармонист из российской глубинки («Первый парень на деревне вся рубаха в петухах!»)
Примерно через год стало ясно, что останавливаться на достигнутом нельзя. К тому же, очень скоро нами овладеет тайная мечта, которой было охвачено большинство наших сверстников создать собственный вокально-инструментальный ансамбль. К тому времени, так называемые ВИА, как первые ростки свободы, осторожно, но уверенно стали протаптывать себе дорогу практически на всей территории Советского Союза, начиная от Прибалтийских Республик и заканчивая южными границами огромной империи. Это была хоть какая-то отдушина, глоток свежего воздуха, который мог противопоставить себя надоевшим транспарантам и лозунгам, от которых лично меня (если быть честным и откровенным до конца) уже изрядно подташнивало. Правда, до настоящего рока, позиционирующего себя как с некоей особой формой протеста и бунтарского свободолюбивого духа против засилия штампов и идеалогических клише, было явно далеко (не надо забывать, что первые ВИА создавались с одобрения и непосредственного участия идеалогических органов ЦК). Однако, тем не менее, это уже было нечто, что «открывало если не окно, то хотя бы форточку в Европу». И сквозь эту узкую щель в нашу жизнь просачивались такие группы, как: «The Beatles», «The Rolling Stones» и многие-многие другие
Группа «Роллинг Стоун»
The Rolling Stones «Satisfaction» Live 1965 (Reelin In The Years Archives)
https://youtu.be/NEjkftp7J7I
Примерно в году 1972-ом, наши грёзы постепенно стали оформляться в реальность: при школе 19 имени Ильича (директором которой была назначена мама Рината) наконец организовался вокально-инструментальный ансамбль. Причем, были выделены средства на приобретение настоящей аппаратуры: пара-тройка гитар, ионика и комплект барабанщика. С настоящим барабаном, обтянутый не кожей, а модным в ту пору пластиком, несколькими дополнительными барабанами и «тарелками». Про аппаратуру и вовсе, отпад: немецкая 30-ваттная колонка «Regent-30», к которому подключались все гитары и также два микрофона.