Все искусство, мастерство и художество, как нечто красивое праздность, обывательщина.
Самое высшее, считаю, моменты служения духа и поэта, говор без слов, когда через рот бегут безумные слова; безумные ни умом, ни разумом непостигаемы.
Говор поэта ритм и темп делят промежутки, делят массу звуковую и в ясность исчерпывающие приводят жесты самого тела.
Когда загорается пламя поэта, он становится, поднимает руки, изгибает тело, делая из него ту форму, которая для зрителя будет живой, новой, реальной церковью.
Здесь ни мастерство, ни художество не может быть, ибо будет тяжело земельно загромождено другими ощущениями и целями.
Улэ Эле Лэл Ли Оне Кон Си Ан
Онон Кори Ри Коасамби Моена Леж
Сабно Оратр Тулож Коалиби Блесторе
Тиро Орене Алиж.
Вот в чем исчерпал свое высокое действо поэт, и эти слова нельзя набрать, и никто не сможет подражать ему.
Изобразительное искусство, 1919, 1Супрематизм
Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества (см. брошюру I, II, III издания «Кубизм, Футуризм и Супрематизм», 1915 и 1916 годы издания).
Супрематизм возник в 1913 году в Москве, и первые работы были на живописной выставке в Петрограде, вызвав негодование среди «маститых тогда газет» и критики, а также среди профессиональных людей мастеров живописи.
Упомянув беспредметность, я только хотел наглядно указать, что в супрематизме не трактуются вещи, предметы и т. д., и только, беспредметность вообще ни при чем. Супрематизм определенная система, по которой происходило движение цвета через долгий путь своей культуры.
Живопись возникла из смешанных цветов, превратив цвет в хаотическую смесь на расцветах эстетического тепла, и сами вещи у больших художников послужили остовами живописными. Я нашел, что чем ближе к культуре живописи, тем остовы (вещи) теряют свою систему и ломаются, устанавливая другой порядок, узаконяемый живописью.
Для меня стало ясным, что должны быть созданы новые остовы чистой цветописи, которые конструировались на требованиях цвета, и второе, что, в свою очередь, цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу в конструкцию как индивидуум коллективной системы и индивидуальной независимости.
Конструируется система во времени и пространстве, не завися ни от каких эстетических красот, переживаний, настроений, скорее, является философской цветовой системой реализации новых достижений моих представлений как познание.
В данный момент путь человека лежит через пространство; супрематизм, семафор цвета в его бесконечной бездне.
Сноски
1
Цит. по републикации Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: Наследие, 1999. с. 230.
2
Цит. по: Крусанов А. Русский авангард: 19071932. (Исторический обзор). Т. 1. Боевое десятилетие. СПб. 1996, с. 262.
3
Боулт Джон Э. Свет и тьма: Солнечное затмение как кубофутуристическая метафора // Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию А.Е. Парниса. М.: Три квадрата, 2013, с. 623638. Цит. с. 632.
4
Хлебников В.В. Собр. соч. в шести томах. Т. 6, книга первая / Под общ. ред. Р.В. Дуганова. М.: ИМЛИ РАН, 2005, с. 148.
5
Ср. с прокламированием Маяковского в том же году: «Только взрыв Революции Духа очистит нас от ветоши старого искусства.
Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины. Отдайте их в школы и университеты для изучения географии, быта и истории, но с негодованием оттолкните того, кто эти окаменелости будет подносить вам вместо хлеба живой красоты». «Открытое письмо рабочим» напечатано в «Газете футуристов». Маяковский В.В. ПСС в 13 тт. Т. 12, с. 9.
6
Ичин Корнелия: «Нулевая степень разума»: Алексей Крученых и Казимир Малевич // Ичин К. Авангардный взрыв: 22 статьи о русском авангарде. СПб., 2016, с. 151161, цит. с. 161.
7
Цит. по: Букша Ксения. Малевич. М.: Молодая гвардия, 2013, с. 88.
8
Иной взгляд на Ничто в искусстве предлагал Василий Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве». Он разделял Ничто белого цвета, звучащее, «как молчание, которое может быть внезапно понято», и Ничто черного цвета, «как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды». См. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве. Пер. с нем. Е. Козиной. М.: АСТ, 2018, с. 83.
9
Грыгар М. Знакотворчество: Семиотика русского авангарда / Перевод М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной СПб.: Академический проект, Изд-во ДНК, 2007, с. 294295.
10
Андрей Белый. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск: Водолей, 1994, с. 4.
11
Грыгар М. Цит. соч., с. 291.
12
Белый Андрей. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск: Водолей, 1994, с. 6.
13
См. Ичин К. Супрематические размышления Казимира Малевича о беспредметном мире // Ичин К. Аванагардный взрыв: 22 статьи о русском авангарде. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016 с. 367380.
14
См. Малевич К. Лень как действительная истина человечества. С приложением статьи Феликса Филиппа Ингольда «Реабилитация праздности» М.: Гилея, 1994, с. 44.
15
Бирюков С.Е. Авангард: модули и векторы. М.: Вест-Консалтинг, 2006, с. 221.