Истории будущего - Желнинов В. страница 3.

Шрифт
Фон

9

Далее я буду употреблять фразу «мышление о будущем», подразумевая все типы такого мышления, даже подсознательные. Имеется, конечно, множество других обозначений от «предвидения» Герберта Уэллса до таких терминов, как «исследования будущего», «прогностика» (о ней любили рассуждать в Советском Союзе), «планирование», «предсказание» (зачастую в критическом значении для оценки прогнозов, чрезмерно самоуверенных или слишком точных) и «прогнозирование»; также вспомним французское по происхождению слово «перспективы». Я намерен использовать фразу «управление будущим» для характеристики попыток, равно сознательных и бессознательных, контролировать или направлять будущее в предпочтительном направлении.

Структура и содержание текста

Эта книга делится на четыре основные части по числу важнейших вопросов о будущем.

Первая часть спрашивает: «Каково будущее?» В ней описываются воззрения на будущее философов, других ученых и богословов, а также перечисляются практические проблемы, с которыми сталкиваются все живые организмы в своих попытках справиться с возможным будущим. Часть вторая задается вопросом: «Как живые организмы справляются с будущим?» В ней описываются сложные биохимические и неврологические механизмы, применяемые живыми организмами для управления неопределенностью будущего. Это основа всякого размышления о будущем. За исключением самых «мозговитых» крупных организмов, эти механизмы обыкновенно действуют вне осознания. Большинство мыслей о будущем протекает, так сказать, подспудно. Часть третья посвящена сознательному мышлению о будущем нашего собственного вида и спрашивает: «Как люди пытаются заглянуть вперед, понять будущее и подготовиться к нему?» В отличие от мышления других видов, человеческое мышление радикально изменилось с зари появления нашего вида, а потому в этой части описывается человеческое мышление о будущем в трех разных исторических эпохах в «исходный» период, приблизительно десять тысяч лет назад, в аграрную эпоху, приблизительно до двухсот лет назад, и в современную эпоху. Часть четвертая спрашивает: «Какое будущее мы можем (правдоподобно) вообразить для человечества, планеты Земля и вселенной в целом?» Как воображать, что может произойти через сто лет или через миллион лет? Способны ли мы достоверно вообразить конец времен?

Часть первая

Размышления о будущем

Как мыслят философы, ученые и живые организмы

Глава 1

Что такое будущее?

Время как река и время как карта

«В мире сем мы восседаем, как в большом театре, а истинные источники и причины всякого события совершенно скрыты от нас; не обладаем мы ни достатком мудрости, чтобы предвидеть, ни нужной силой, чтобы предотвратить те бедствия, которые нас неизбывно подстерегают. Мы пребываем в вечном ожидании [sic!  Авт.] между жизнью и смертью, здравием и болезнью, изобилием и нуждой, каковые распределяются среди рода человеческого некими тайными и неведомыми способами, а их воздействие зачастую оказывается неожиданным и всегда необъяснимо».

Дэвид Юм. «Естественная история религии»10

Что такое будущее? Ответ должен быть простым. Ведь мы все живем во времени. Значит, будущее та стадия времени, которая еще не наступила?

Беда в том, что любое сколько-нибудь серьезное размышление по этому поводу практически сразу показывает, сколь сложен вопрос. У современных исследователей будущего даже нет единого мнения о том, что такое будущее. Как пишет Джим Датор, «кажется, будто время и будущее два центральных понятия в исследованиях будущего, но на самом деле время почти не обсуждается основоположниками этого направления и редко подвергалось проблематизации впоследствии»

11

Это ничуть не удивительно! Мысли о будущем способны взорвать мозг. Философия времени уводит в научные дебри, полные прекрасных идей, метафизических зарослей и философских ползучих тварей. Я постараюсь в нее не углубляться. Но мы зашли достаточно далеко, чтобы рассмотреть те затруднения, которые, подобно лианам, обвиваются вокруг понятий времени и будущего.

Чтобы понять будущее, нужно осознать время; но существует ли вообще время? Или это слово просто служит обозначением какого-то концептуального призрака? В гуманитарных науках некоторые ученые предпочитают расплывчатые определения скажем, темпоральность (по всей видимости, его можно истолковать как «проживание времени»)

12

13

В «Потерянном рае» Дж. Мильтона даже последователи Сатаны не осознают времени:

Святой Августин много размышлял о времени, когда искал цель Божьего деяния. В чудесной 11-й книге «Исповеди», этом основополагающем тексте о времени, он спрашивал: «Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко?» Пусть он был глубоким и тонким мыслителем, но проблема времени, казалось, всегда ускользала от его понимания: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему нет, не знаю». Августин настолько опечалился этому факту, что воззвал к Господу с молитвой о помощи: «Горит душа моя понять эту запутаннейшую загадку. Не скрывай от меня, Господи Боже мой, добрый Отец мой, умоляю Тебя ради Христа, не скрывай от меня разгадки; дай проникнуть в это явление, сокровенное и обычное, и осветить его при свете милосердия Твоего, Господи» [11]. Как пишет философ Дженанн Исмаэль, «налицо чрезмерное обдумывание»

14

Два подхода ко времени

Проблема времени занимала и занимает философов, мудрецов, земледельцев, шаманов, теологов, логиков, антропологов, биологов, математиков, физиков, игроков в азартные игры, пророков, ученых, статистиков, поэтов и прорицателей, а также все, кто беспокоился о своем будущем и будущем своих близких. Современные философы времени выделяют два основных подхода к проблеме времени, из которых каждый имеет собственные последствия для нашего понимания будущего

15

16

Первая из двух наших метафор следует Гераклиту. Время своего рода поток, или река, влекущая нас через беспрестанные изменения. С этой точки зрения будущее должно отличаться от прошлого, и опознать его непросто. Именно так мы обычно воспринимаем время в повседневной жизни, а потому эта метафора сегодня кажется естественной для большинства из нас. Такое время схоже с бурным миром взлетов и падений, радостей и горестей, рождений и смертей; в некоторых индийских текстах этот мир описывается как сансара.

По другую руку стоят те, кто считает, будто наше ощущение течения времени и перемен лишь соблазнительная иллюзия. «Реальное время», как выражался философ, покойный Д. Г. Меллор, вовсе не течет

17

Одна метафора подразумевает, что мы встроены во время, другая что мы, пожалуй, способны вознестись над временем. В недавнем обзоре философии времени два обозначенных подхода называются, соответственно, «динамическим» и «статическим». Правда, философы нередко называют такие временные последовательности в знак уважения к известной статье (1908) британского философа Дж. Эллиса Мактаг-гарта А-сериями и В-сериями

18

На практике две указанные метафоры во многом совпадают. Даже Мактаггарт, рассматривавший время как иллюзию, соглашался с тем, что «мы наблюдаем время только как формирующее обе эти серии» [12]. Сочетание этих метафор встречается нам в одном из самых известных определений времени, данном сэром Исааком Ньютоном. В «Математических началах натуральной философии», важнейшем труде научной революции, Ньютон пишет: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью» [13]. Время Ньютона «течет», как река, но оно «абсолютно» и имеет протяженность, или «длительность», как линия на карте.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке