Практически ни один эпизодов не представляет из себя законченной картины произошедших событий (в этом отношении чуть больше повезло битвам при Аустерлице и Ватерлоо), и авторы предоставляют зрителям возможность самостоятельно домыслить и воссоздать из фрагментов представленной видео-мозаики целостную картину происходящего тем более, что значительная часть аудитории, хочется надеяться, пусть и в самых общих чертах знакома и с биографией Наполеона, и с эпохой перемен, в которую он жил. В соответствии с авторским замыслом все показанные факты и события, включая те из них, которые никогда не происходили и являются очевидными домыслами, призваны рассказать нам что-то важное об этом удивительном и, не побоимся этого слова гениальном человеке и воссоздать дух эпохи, названной впоследствии его именем.
Историки упрекают (и не могут не упрекать, будучи историками) Ридли Скотта за то, что в его фильме практически не показаны ни движущие силы исторических событий (того же Египетского похода или битвы при Аустерлице), ни лица, сыгравшие в них немаловажную роль, равно как ничего не говорится о том, какие цели ставил перед собой император, принимая те или иные исторические решения и о том, что в конечном итоге привело его империю к трагическому финалу. Справедливы ли эти упреки? Наверное, стоит ответить славами, заимствованными из популярного анекдота: "и да, и нет".
Учить историю по "Наполеону" Ридли Скотта занятие, лишенное какого-либо смысла; художественная лента не учебник и не документальное кино, она решает совершено иные задачи. "Великий дед" отлично понимал, что снять фильм о Наполеоне, являющийся слепком его биографии, в котором были бы запечатлены главные эпизоды его жизни, битвы и походы, фигурировали бы все ближайшие родственники императора, его сподвижники и враги, и была, в том или ином виде, показана геополитическая картина Европы (и не только) того времени, без которой становится невозможным понять смысл происходящих событий значило бы поставить перед собой не столько амбициозную, сколько в принципе нерешаемую средствами искусства задачу.
Нашему Сергею Бондарчуку удалось снять прекрасный фильм о наполеоновской эпохе, но он назывался не "Наполеон", а "Ватерлоо" и, как явствует из самого названия, показывал только один, едва ли не наиболее трагический эпизод из жизни этого великого человека. Понимая это, Ридли Скотт, как и положено истинному полководцу от киноискусства, выбрал собственную стратегию и тактику борьбы за идеалы высокого искусства и сердца зрителей.
Наполеон, как утверждают историки, не присутствовал при казни Марии-Антуанетты, но это событие явилось символом крушения старого порядка во Франции. Что открывало для бедного и незнатного, но честолюбивого военного из провинции широкие перспективы карьерного роста, создавая пресловутые "социальные лифты" но даже сознавая это ("уникальное сочетание личных качеств и политической конъюнктуры", писал историк Жан Тюлар) молодой человек, окруженный глумящимися над своей жертвой, торжествующими и улюлюкающими народными массами, не разделяет их восторга, понимая, что торжество свободы иллюзорно, и власть толпы раньше или позже неминуемо породит беззаконие и хаос (возможно, именно такие чувства были написаны на лице Хоакина Феникса, исполнителя роли Наполеона).
"Дюгоммье написал в Комитет общественного спасения буквально следующее: "Наградите и выдвиньте этого молодого человека, потому что, если по отношению к нему будут неблагодарны, он выдвинется сам собой". Наполеон Бонапарт. Избранные произведения.
Первая из батальных сцен фильма это сражение при Тулоне, которое стало боевым крещением молодого офицера и Ридли Скотту удалось показать картину боя глазами человека, впервые участвующего в жестоком и кровавом побоище. Наполеон сделал все, чтобы штурм форта увенчался успехом, лично провел разведку на местности и позаботился обо всем, что относилось к матчасти (оставим за рамками сцену кустарного литья пушек, в достоверности которой историки сомневаются), но усилия могли оказаться бесполезными, если бы он растерялся в разгаре битвы, поддался чувству страха или погиб от вражеского ядра. Но ощутив весь ужас сражения и оказавшись на волосок от гибели, когда под ним убили коня, Бонапарт сумел преодолеть страх, возглавил атаку на стены форта и, в конечном счете, одержал решительную победу над врагом. И, что может быть самое важное, в этот момент он осознал и поверил, что фортуна на его стороне.
После сражения, когда Баррас объявил молодому майору о присвоении ему звания бригадного генерала, Наполеон без лишней скромности напомнил, что обещал взять укрепления Тулона, и сделал то, что и обещал и, стало быть, заслужил высокую награду. Отважный солдат, предусмотрительный и умелый командир, любимец фортуны и человек, знающий себе цену таким предстает молодой Бонапарт в этом эпизоде.
Создатели фильма могли, казалось бы, обойтись без брутальной сцены подавления роялистского мятежа в Париже, где Наполеон отдает приказ своим артиллеристам стрелять картечью по рядам мятежников. Для чего "великому деду" понадобился этот эпизод? Скорее всего, чтобы показать безжалостность молодого генерала, и его готовность без малейших колебаний идти ради достижения своих целей на любые, самые жестокие меры (как тут не вспомнить историю о сотнях добровольно сдавшихся и после этого расстрелянных по приказу Наполеона в Яффе турецких солдат этой сцены нет в фильме).
Писали, что погибло около трехсот участников мятежа соотечественников тех солдат, которые исполняли приказ Наполеона открыть огонь по толпе. Впрочем, мятежная толпа была вооружена и, как будто, картечь пошла в дело лишь после того, как со стороны протестующих прозвучали ружейные залпы.
«Залп картечи» вознес семейство Бонапартов", пишет биограф Наполеона Э. Робертс, который уверен в том, что генерал сам хотел, чтобы его считали безжалостным.
Эпизод, в котором Наполеон знакомится с Жозефиной ( своего рода "голая вечеринка" былых времен, подвергнутая цензуре), красочно показывает нравы парижан той эпохи. Энтузиазм якобинцев, доходящий до фанатизма, в период правления Директории сменился тем, что можно назвать устаревшим словом гедонизм (упаси бог путать его с обычным развратом). Странное шутовское зрелище, происходяще, судя по всему, в салоне светской львицы Терезы Тальен, показанное в картине, не было причудливой выдумкой сценаристов, его родила сама жизнь.
"Париж термидорианцев предавался кутежам, развлечениям, танцам, писал историк Альберт Манфред. То были новые, странные танцы Устраивались «балы жертв», куда допускались только члены семейств, в которых кто-либо был казнен. Полуголые женщины высшего света, похожие на проституток, и проститутки, неотличимые от высокопоставленных дам, вместе с нарядными кавалерами при неярком свете свечей, под жалобную и пронзительную музыку танцевали странный танец, имитирующий судорожные движения головы и тела, падающих под ударом ножа гильотины.
Как бы то ни было, в 1795 году в популярном парижском салоне, где собирался цвет парижского общества и, в первую очередь, новые "хозяева жизни", термидорианцы (аналог "новых русских" 90-х годов) Наполеон встретил виконтессу Мари-Жозефа-Роз Таше де ла Пажери, вдову Богарне креолку, рожденную на Мартинике. Ее мужа, генерала Богарне, обезглавили за несколько дней до падения Робеспьера, ей же чудом удалось спастись, после чего она с удвоенным энтузиазмом отдалась светским развлечениям. Эта встреча коренным образом изменила жизнь молодого генерала.