Тридцати пяти. Неужели я выгляжу так старо? Вы, наверное, плохо меня разглядели.
Я вообще вас не разглядывала. Не обольщайтесь.
Яна отвернулась и начала пристально всматриваться в окно. Даже спиной она чувствовала самодовольство Граба.
Эй, молодые, вы что уже поругались? Слава ехидно рассмеялся.
Язык придержи, шутник, плохо скрывая улыбку парировал Павел.
Паха, ну, правда, раскрой секрет. Как ты умудряешься девушек кадрить в считаные минуты. Я за ними неделями хожу с нулевым результатом. А ты раз, два и в дамки.
Товарищ старший сержант полиции, следите за дорогой! Яна резко осадила водителя. Разговоры будете вести на месте преступления и только по существу.
Молчу, молчу! Красивая, строгая, в званиях разбирается, терминологией владеет. Ну, Паха, ты влип!
Больше спутники не разговаривали. О чем думали мужчины, Яну не интересовало. Она мысленно вернулась к Аделине.
«Бальная зала сияла. Огонь свечей играл на сотнях хрусталиков изысканных люстр. Радужные узоры пленяли волшебством, им вторили канделябры и настенные светильники. Но главным украшением праздника, конечно же, была огромная ель, вершину которой венчал белый ангел Рождества. Пахло иголками, туалетной водой и плавящимся воском. Снежинки заглядывали в окна, таяли от зависти и замерзали, оставляя на стеклах диковинные узоры.
Друзья, вы узнаете мою Аделину? Сегодня ее первый настоящий бал»
Ровно в двадцать два тридцать уазик аккуратно проехал в открытые ворота музейной ограды и остановился у машины чоповцев. Ребята включили радио на полную громкость и прямо в салоне устроили дискотеку. Они смеялись, в унисон размахивали руками и дружно орали: «Новый год к нам мчится, скоро все случится»
Глава 3.
Метель не унималась. В туманном свете уличных фонарей Яна разглядела пустой провал открытой двери и большой сугроб, забравшийся внутрь музея.
Яна Сергеевна, может, пока в машине посидите, заботливо спросил криминалист. Холодно и снег метет.
Нет. Я выйду. Нужно понять, что случилось.
Девушка замотала голову палантином и медленно двинулась вслед за опергруппой, пряча лицо от колючих снежных игл. Каждый шаг давался с трудом.
Але, гараж, кончай дискач! весело прокричал Славик.
Чоповцы выключили музыку и неохотно вылезли из салона. Павел положил лист опросника на жесткую кожаную папку и приготовился писать.
Привет, пацаны, веселье окончилось. Представляемся и докладываем.
Хоботов Артем Геннадьевич, первым заговорил высокий тощий парень. Ну, в общем, повезло музею. Вызов поступил, когда мы рядом в Богословке были. Там из-за метели у магазина сигналка слетела.
Давай ближе к делу. Прибыли, что увидели?
Кашкин Илья Олегович, к разговору подключился молодой краснощекий чоповец. Спугнули мы его. Барсово на отшибе, но дорога проходная. Он, видать, свет наш издалече увидел и смылся. След на Загорье вел, но его уже засыпало.
Мы ничего не трогали! активно вмешался тощий. Увидели, что дверь нараспашку и сразу в полицию позвонили, а потом этой.
Парень махнул рукой в сторону Яны и широко улыбнулся.
Здрасите, девушка! Вы Снегурочка?
Нет. Я главный хранитель музея-усадьбы Фон-Барсов.
Паша, можно я делом займусь? Ясно все. Ничего не видели, ничего не знаем.
Давай, Викторыч, приступай.
А мне можно в машину? поеживаясь спросил Славик. Холодно.
Шагай. Толку от тебя все равно ноль.
Ага, а кто вас сюда доставил? Я водитель от Бога. Не цените вы меня, Пал Николаич, ох, не цените!
Про след протекторов, что скажете?
Яна задала вопрос резко и требовательно. Она смотрела на чоповцев, но краем глаза безошибочно опознала удивление во взгляде Павла.
Внедорожник был нехилый. Снег рыхлый, глубокий, а он стартанул чисто, не буксовал нифига.
Румяный кивнул, поддерживая напарника.
Еще вопрос. Где наш сторож Юрий Петрович? Вы его видели?
И видели, и слышали, парни дружно рассмеялись. В коморке он храпит в обнимку с маленькой.
С маленькой? С маленькой девочкой? в ужасе переспросила Яна. Он же старый.
Для девочки старый, а для бутылки в самый раз, ответил тощий, не переставая лыбиться.
Все. Конец комедии, Павел резко оборвал смешки парней. Черканите мне автографы и свободны. Вызову потом. Яна Сергеевна, идемте в музей.
И тебе не хворать, Паша, надежда наша! Яна Сергеевна, у меня телефончик-то ваш остался. Можно позвонить?
Не переставая балагурить тощий и румяный направились к машине и вскоре свет фар утонул в последней декабрьской метели. Яна с ужасом переступила порог. Она даже боялась подумать, что мог натворить вор в этом старинном деревянном особняке.
Паша, Яна, похоже ребята правы. Спугнули они его. Дверь входная вскрыта, а внутри не успел набедокурить.
Как вскрывал?
Замок сувальдный, пятирядный. Способы разные есть, но он орудовал дрелью и отмычкой.
Пока мужчины разговаривали, Яна осмотрелась.
Вы правы, Владимир Викторович. Внутренние двери не трогали. Они опечатаны моей печатью. Она не повреждена.
Вы всегда их опечатываете? заинтересованно спросил Павел.
Да. Мы всегда действуем по инструкции. Других вариантов нет и быть не может.
Паша, один момент. Сдается мне, что воришка в музее бывал. Дверь железная, замок внутри. Он точно знал его тип, поэтому использовал нужные инструменты и особо не возился.
Есть предположения?
Павел внимательно посмотрел на Яну.
Нет. У нас иногда больше ста посетителей за день бывает. За всеми не уследишь. Кто-то может замешкаться в дверях, чтобы рассмотреть замок.
В музее есть что-нибудь ценное? заинтересованно спросил эксперт.
Естественно. Если не брать в расчет вещи бывших владельцев, имеющие мемориальное значение, то можно насчитать больше тысячи предметов, которые можно дорого продать серьезным коллекционерам и просто в инете.
Монеты, иконы, зла́то, се́ребро?
Яна кивнула, не считая нужным отвечать на небрежный вопрос следователя.
Здесь есть черный ход? оглядываясь по сторонам спросил Павел.
Раньше был, но потом здание немного перестроили, чтобы увеличить экспозиционные площади.
Решетки только на окнах первого этажа?
И на втором тоже есть. Музей оборудован согласно нормативам и инструкциям.
Павел усмехнулся. Он сунул руки в карманы джинсов и погрузился в одному ему ведомые мысли.
Паша, уже одиннадцать, нужно решать, что делать. Замок сменить мы не можем, сторож, я слышал, из игры выбыл.
Я останусь, решительно сказала Яна. Мой музей, моя ответственность. Буду здесь до утра, а потом попробую найти мастера.
Мастера мы пришлем, не волнуйтесь, но одной вам здесь негоже сидеть. Паша, что молчишь?
Нечего сказать. Останусь. Эх, смена давно закончилась, меня же Злата ждет.
Переживет твоя Злата, не впервой! Поехали мы. Будьте на связи. А утром ждите человечка. Есть у меня товарищ спец по замкам.
По вскрытию или установке? весело спросил Павел.
Скажем так, мастер широкого профиля, но человек надежный.
Глава 4.
Метель настойчиво просилась в дом. Наступала. Яна подышала на замерзшие руки и обожглась о насмешливый взгляд Павла. В полутьме его глаза казались не просто темными, а дьявольски черными.
Что смотрите? Лучше помогите.
Я весь в распоряжении главного хранителя.
Они очистили пол и закрыли дверь на внутреннюю щеколду. Когда закончили работать, Яна впервые за минувшие часы вздохнула с облегчением.
Яна Сергеевна, я никогда здесь не был. Куда ведут эти двери?
Мы в центральном холле музея. Направо начало осмотра, слева конец. Оттуда посетители выходят. По центру гардероб. Правее него туалет. Левее дверь в мезонин. Там наши кабинеты. В глубине гардероба есть дверь, которая ведет в цокольный этаж. Там фондовые.
Фондовые?
Да. Специально оборудованные помещения, где хранятся предметы, не выставленные в залах.