Философия Наруто. Все смыслы и контексты главного аниме современности - Бомбора страница 2.

Шрифт
Фон

В своих работах Кисимото реалистично изображает жестокость и конфликты, которые существуют в реальном мире. Жизнь прекрасна, но она также бесчеловечна. Посредством персонажа Наруто он представляет себе мир, который может развиваться в правильном направлении, мир порядочный, но прежде всего мир разумный. Несмотря на прошлое, полное печали и одиночества, Наруто воплощает в себе все лучшее, что есть в человеке. Отвергнутый не за свои поступки, а за то, что он просто есть, несмотря на свои недостатки, Наруто, тем не менее, делает своей истинной силой милосердие. Каким бы ни был наш опыт, работы Масаси Кисимото у каждого вызывают сильные эмоции, способные отразить нашу собственную жизнь.

Создавая «Наруто», Кисимото хотел показать, что понятие «семья» не ограничивается кровными узами оно выходит далеко за рамки этого понятия. Братские отношения между жителями Конохи[4] похожи на те, что были у него в детстве в деревне. В манге Кисимото также активно использует разные политические и геополитические понятия. Есть несколько деревень, несколько кланов, войны и конфликты, но конечный посыл единство во имя спасения мира.

1

Вселенная «наруто»

Исторические влияния

Мир ниндзя

Всемирно известные ниндзя, впервые появившиеся в XV веке, были японскими шпионами и наемниками. Они были разделены на кланы (семьи) и в основном работали на лордов и дворян. Их основные задачи состояли в убийствах и шпионаже. Ниндзя обладали особыми навыками и были мастерами в боях, которые сами считали искусством. Впрочем, работы Масаси Кисимото далеки от черных костюмов и лиц, скрытых темными тканями,  образов, знакомых нам по массовой культуре: его герои одеты в довольно эксцентричные цвета и наряды и не пытаются слиться с тенями. В «Наруто», как и в эпоху Эдо (16001868), ниндзюцу* играет очень важную роль.

Ниндзюцу

Ниндзюцу относится ко всем техникам, используемым ниндзя. Оно включает в себя использование оружия (например, меча, сюрикена* или куная*), безоружный бой, известный как тайдзюцу*, а также техники маскировки, взрывчатых веществ, ядов и жонглирования, известные как гендзюцу*, то есть искусство иллюзии. Ниндзюцу также включает в себя знания в области медицины, химии, психологии, метеорологии и астрономии.

Кланы и семьи

В феодальной Японии ниндзя делились на две категории: наемников, которые предлагали свои услуги в обмен на деньги, и тех, кто служил одному клану или семье. Исторически сложилось так, что самые большие и старые семьи ниндзя объединялись в кланы. Каждая из этих семей имела свое происхождение, обычаи, особенности и техники. Члены этих кланов необязательно принадлежали к одному семейному древу и поэтому не имели права голоса при принятии решений. Высшее руководство отвечало за философские ценности клана и стратегические решения. Оно также заботилось о жизни клана. Очень важная для структуры клана иерархия была довольно простой: джонин* ниндзя высшего класса (лишь немногие другие ниндзя знали его личность), чунин* ниндзя среднего класса, гении* начинающий ниндзя.

Масаси Кисимото перенял эту структуру, создав деревни, управляемые ниндзя, но прежде всего он позаимствовал статус каге* самого могущественного ниндзя, способного руководить всей деревней. Однако, несмотря на свое могущество, каге оставался в подчинении у своего даймё*. В древней Японии даймё были провинциальными феодалами и хозяевами больших территорий. Чтобы показать свою власть, они нанимали самураев. Великие семьи даймё воевали друг с другом за контроль над территориями. Исторически каге можно сравнить с сёгунами, великими полководцами самураев в феодальную эпоху Японии.

Деревни и сироты

Произведения Масаси Кисимото населяет множество персонажей-сирот. В одном из интервью Масаси объясняет это так: «Мне повезло вырасти счастливым ребенком в окружении двух любящих родителей. Но уже с раннего возраста я мог видеть последствия потери семьи на примере нескольких из своих друзей-сирот»[5]. Кисимото проанализировал разницу в поведении между собой и своими друзьями и осознал их проблемы и психологическое состояние.

Когда же Кисимото решил рассказать историю, основанную на жизни ниндзя, он вспомнил некоторые деревни в провинции Нара, дети которых знали, что не смогут долго радоваться совместной жизни с родителями,  последних готовили в шпионы, а значит, их более чем вероятно ждала скорая смерть. Создавая персонажей «Наруто», мангака опирался прежде всего на свои воспоминания, в точности описывая различные модели поведения, которые ему пришлось наблюдать. В своей манге Масаси не ограничивает понятие семьи кровными узами. Принадлежность к клану важна, но огромное сообщество, которое представляет собой деревня, еще важнее: «Значение слова семья, как его чаще всего понимают, кажется мне слишком ограниченным тем более если учитывать, что я обращаюсь к молодой аудитории, которая все чаще сталкивается с разводом родителей»[6].

Идея создания деревни, где отношения имеют большое значение, возникла у Кисимото еще в детстве. Когда он был маленьким, Масаси часто собирался вместе с другими жителями и потому относился к ним как к членам своей семьи. Эти жители образовывали куми «кланы»  и помогали друг другу собирать рис или рубить дрова для отопления бани. Они также собирались вместе на ужин, читали молитвы и устраивали похоронные церемонии. «По сути, моя деревня была построена по образцу общин, основанных ниндзя. И неизбежно этот опыт повлиял на меня, когда я создавал систему деревень в Наруто. Не в последнюю очередь потому, что с самого начала я знал, что ниндзя образуют одну большую семью»[7].

Масаси не удовлетворился созданием только одной деревни Конохи; он задумал несколько, каждая из которых принадлежала бы стране, управляемой даймё.

Мифологические влияния

Помимо того что Кисимото в значительной степени опирается на историю ниндзя, его вселенная основана на японской мифологии, которую он изменяет по своему усмотрению и которая находится под сильным влиянием синто и буддизма, двух основных религий Японии.

Синто

Синтоизм, означающий «путь богов», объединяет ряд верований, восходящих к истории древней Японии. Эта религия сочетает в себе политеизм и анимизм. Политеизм это религиозная или философская концепция, которая предполагает существование нескольких божеств. Анимизм, с другой стороны,  это вера в духов, жизненную силу, которая оживляет существа и предметы, а также природные элементы например, камни или ветер. Хотя некоторые мифы со временем распространились по всей Азии, чисто японские легенды относятся к двум периодам: одни к началу религии синто, задолго до появления буддизма; другие, более поздние,  к феодальной Японии (12001868 гг.).

Эти мифы рассказывают о богах, различных сверхъестественных существах и животных с необычными способностями например, о кьюби-но кицунэ (kyubi no kitsune), девятихвостой лисе, которая всегда описывается как злобное создание. Кисимото использует этот миф, чтобы заключить разрушительную силу Кьюби в Наруто, которая становится не только причиной его трагического детства, но в то же время и толчком для его невероятного путешествия. Наруто удается использовать силу Кьюби и его мощь, но в первую очередь ему удается стать его другом и обратить его на сторону добра, а точнее разума.

Миф о девяти Биджу

В «Наруто», как и в японской мифологии, би-джу* это демоны с хвостами. Легенда гласит, что существовало девять демонов, называемых биджу, пять из которых были богами стихий. Последние были заперты в святилище, соответствующем их стихии (ветер, огонь, молния, земля и вода), с помощью джинчурики* предметов в виде сосудов, предназначенных для их заточения. В произведении Кисимото вместилищами являются не предметы, а люди, в частности Наруто. Мангака придумал пять основных стран, вдохновленных элементами биджу: страна Ветра, страна Огня, страна Молнии, страна Земли и страна Воды.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке